ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

. нарушением нормы, так называемую недостаточность нормы. «Под. недостаточностью нормы,— пишет он,— понимаются случаи, когда элемент структуры... не всегда находит выражение в норме речи. То, что это недостаточность не структурная, а нормативная, дока­ зывается и тем, что мы понимаем такие обороты, и тем, что в прошлом они часто встречались...»5. Следовательно, неправиль­ ность синтаксиса есть синтаксическая недостаточность речевой нормы. Нарушение нормы в языке художественной литературы обус­ ловливается чаще всего двумя факторами: влиянием литератур­ ной традиции и воздействием разговорной речи на письменную норму. Так, говоря о литературной традиции, Л. А. Булаховский отмечал, что «от XV III века в язык некоторых писателей XIX ве­ ка» перешли некоторые сочетания (синтаксические конструкции),, о которых еще Н. Греч говорил как о неправильных, но «они да­ леко не у всех писателей и после этого вышли из употребления»6. Констатируя активное воздействие устной разговорной речи на письменную литературную норму, Н. Ю. Шведова 7 говорит о «вхождении разговорных конструкций в систему письменной речи», отмечая две ступени такого вхождения. С. Г. Ильенко8, говоря об употреблении сложноподчиненного предложения в различных сти­ лях речи, отмечает два вида влияния разговорной речи на язык художественной литературы: а) с соблюдением нормы литератур­ ного языка, б) когда допускаются «отклонения» от нормы лите­ ратурного языка. Отвечая на вопрос, почему Л. Толстой допускает «неправиль­ ности» синтаксиса, нужно принять во внимание и литературную традицию, и влияние разговорной речи, но прежде всего следует учитывать ту стилистическую позицию Толстого, о которой было сказано выше, т. е. его сознательное согласие на отступления от синтаксической нормы. * * * Анализируя «неправильности» толстовского синтаксйса, прежде всего нужно выяснить, каково употребление «неправильных» син­ таксических конструкций в произведениях Толстого. Анализ «неправильных» конструкций сложного предложения в толстовской художественной прозе 90-х, 900-х годов и сопоставле­ ние с прозой более раннего периода (50-е, 60-е, 70-е годы) пока­ зывает, что Толстой употребляет 7 типов конструкций сложного' 6 Ю. С. С т е п а н о в . Основы языкознания. М., 1966, стр. 98, 99, 169. 6 Л. А. Б у л а х о в с к и й . Русский литературный язык первой половины XIX в.. М., 1954, стр. 389. 7 Н. Ю. Ш в е д о в а . Активные процессы в современном русском синтакси- се-М., 1966, стр. 151 и дальше. * С. Г. И л ь е н к о . Вопросы теории сложноподчиненного предложения в. ^временном русском языке ,(автореф. докт. дисс.) Л., 1964, стр. 34. 35Т

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=