ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. (Толстой. Война и мир, том III, ч. 3 гл. X II). Такое же расположение анафорических рядов находим и в р0, мане «Анна Каренина» (ч. II, гл. 33; ч. III, гл. 1; ч. V гл. 21- ч. V III, гл. 1). 5. Параллельные анафорические ряды (с одной синтаксическ моделью). «...Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатолия и служивший им своими тройка- ми. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера уво­ зил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на дру. гой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Бала­ га. Не раз он с их работою давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напа­ ивали они его шампанским и мадерой... Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил переку­ вырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за со­ бой этот дикий крик пьяных голосов: «Пошел! пошел!», тогда как и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так, ни жив ни мертв, сторонился от него» (Толстой. Война и мир, том II, ч. V, гл. XVI). Параллельное расположение анафорических рядов есть и з первом томе романа «Война и мир» (ч. II, гл. V III; этот пример нами приводился выше в подтверждение других положений). В художественных произведениях нередко используется рече­ вой материал, который удобно объединяет композиционные части; анафорические ряды, как уже было сказано, не являясь нейтраль­ ными в стилистическом отношении, служат таким материалом для спайки (связи) композиционных частей в более крупные синтак­ сические единства как звенья высшего разряда. Таким образом, анафорические ряды имеют коммуникативно-функциональное со­ держание и направленность, выходящие за пределы только стили­ стических приемов и внедряющиеся в конструктивно-синтаксиче­ ский процесс. В рассматриваемом нами явлении нельзя не видеть определенную систему взаимосвязанных и взаимообусловленны х структурно-семантических, конструктивно-синтаксических и стили­ стических средств индивидуального выражения. Для Толстого это — устойчивая черта индивидуального стиля, специфическая ма­ нера выражения отношений между реалиями. Расцвечивая повест­ вование анафорическими рядами, Лев Толстой не отдает сво»> прозу во власть формы, как это может показаться на первый ра3, включая их, он усиливает прозаический слог и делает его безоши­ бочно впечатляющим. Анафорические ряды в романах Толстого не только к ом п о з и т 1' 354

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=