ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
листическую направленность. Анафорический ряд не просто один из синтаксических узоров в организации обзаца и в увязывании смежных абзацев по принципу— сделать текст взаимообусловлен ным, монолитным, исчерпывающим в раскрытии темы. Здесь нали цо стилистический ход — путем приспособления синтаксических построений усилить предметно-логическую сферу речи. Материал показывает, что анафорические ряды нельзя понимать как некое сложное искусственное сооружение, лишенное специального зада ния. В произведениях русских писателей анафорические ряды—'яв ление не редкое, однако лишь у немногих мастеров художествен ного слова оно отражает частную сторону индивидуально-рече вого стиля и связанных с ним типичных композиционных форм воздействия на читателя. В настоящей статье излагаются некоторые наши наблюдения над использованием анафорических рядов в языковой ткани ро манов Льва Толстого. * * * В. П. Катаев, касаясь вопроса внутренне связанной системы форм выражения и изображения, типичной для индивидуального словесно-художественного стиля писателя, предельно точно ска зал: «Язык, ритм, прием — это форма мышления писателя. Худож ники, у которых мы учимся, для каждой вещи искали особые сло варные, ритмические, композиционные формы. Это особенно на глядно у Толстого» ‘. Сам же Лев Толстой в письме к Н. Н. Страхову так говорил о мотивах избрания той или иной формы реализации мысли: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою для выражения се бя...» 2. Действительно, в произведениях Льва Толстого трудно найти не к месту употребленное слово, немотивированный текст, структу ру, не соответствующую поставленной цели. Как одна из фигур речи, анафорический ряд в языковой ткани романов великого писателя далеко не спорадический факт; намеренно частое упо требление анафорических рядов подчинено художественно-эстети ческому замыслу, внутренне обусловлено структурой выражения мысли, моделью, способом высказывания; анафорический ряд в любом тексте, в каждом композиционно-речевом образовании и во всех объединениях предложений наделен определенным стилисти ческим звучанием и придает повествованию разумно окрашенную тональность. Так, например, преследуя цель — наиболее колорит но и образно передать внутренний мир героя, полный сложных переживаний, мучительных поисков ответов на жизненно-важные проблемы,— Лев Толстой прибегает к анафорическому ряду, что вполне естественно, так как обобщения, воспоминания, оценка, же лание мысленно отобрать материал, сопоставить факты и сделать 346
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=