ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

листическую направленность. Анафорический ряд не просто один из синтаксических узоров в организации обзаца и в увязывании смежных абзацев по принципу— сделать текст взаимообусловлен­ ным, монолитным, исчерпывающим в раскрытии темы. Здесь нали­ цо стилистический ход — путем приспособления синтаксических построений усилить предметно-логическую сферу речи. Материал показывает, что анафорические ряды нельзя понимать как некое сложное искусственное сооружение, лишенное специального зада­ ния. В произведениях русских писателей анафорические ряды—'яв­ ление не редкое, однако лишь у немногих мастеров художествен­ ного слова оно отражает частную сторону индивидуально-рече­ вого стиля и связанных с ним типичных композиционных форм воздействия на читателя. В настоящей статье излагаются некоторые наши наблюдения над использованием анафорических рядов в языковой ткани ро­ манов Льва Толстого. * * * В. П. Катаев, касаясь вопроса внутренне связанной системы форм выражения и изображения, типичной для индивидуального словесно-художественного стиля писателя, предельно точно ска­ зал: «Язык, ритм, прием — это форма мышления писателя. Худож­ ники, у которых мы учимся, для каждой вещи искали особые сло­ варные, ритмические, композиционные формы. Это особенно на­ глядно у Толстого» ‘. Сам же Лев Толстой в письме к Н. Н. Страхову так говорил о мотивах избрания той или иной формы реализации мысли: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою для выражения се­ бя...» 2. Действительно, в произведениях Льва Толстого трудно найти не к месту употребленное слово, немотивированный текст, структу­ ру, не соответствующую поставленной цели. Как одна из фигур речи, анафорический ряд в языковой ткани романов великого писателя далеко не спорадический факт; намеренно частое упо­ требление анафорических рядов подчинено художественно-эстети­ ческому замыслу, внутренне обусловлено структурой выражения мысли, моделью, способом высказывания; анафорический ряд в любом тексте, в каждом композиционно-речевом образовании и во всех объединениях предложений наделен определенным стилисти­ ческим звучанием и придает повествованию разумно окрашенную тональность. Так, например, преследуя цель — наиболее колорит­ но и образно передать внутренний мир героя, полный сложных переживаний, мучительных поисков ответов на жизненно-важные проблемы,— Лев Толстой прибегает к анафорическому ряду, что вполне естественно, так как обобщения, воспоминания, оценка, же­ лание мысленно отобрать материал, сопоставить факты и сделать 346

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=