ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ления и логической компановки соседних абзацев в более крупное синтаксическое единство. Рассматриваемое нами явление в идеале имеет следующий вид: «Никому из присутствующих не приходило в голову того, что все, что совершалось здесь, было величайшим кощунством и на­ смешкой над тем самым Христом, именем которого все это дела­ лось. Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевым медальончиком на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение той ви­ селицы, на которой был казнен Христос именно за то, что он за­ претил то самое, что теперь его .именем совершалось здесь. Никому в голову не приходило, что те священники, которые воображают себе, что в виде хлеба и вина они едят тело и пьют кровь Христа, действительно едят тело и пьют кровь его, но не в кусочках и не в вине, а тем, что не только соблазняют тех «малых сих», с кото­ рыми Христос отожествлял себя, но и лишают их величайшего бла­ га и подвергают жесточайшим мучениям, скрывая от людей то возвещение блага, которое он принес им » (Толстой. Воскресение, ч. 1, гл. XL). «Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и по­ лучил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодар­ ность за его помощь и за победу. Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно-праздничное настроение духа. Все при­ знавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о плене­ нии самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции» (Толстой. Война и мир, т. IV, ч. I, гл. II). Анафоризированная проза — проза особого качества. Абзацы, построенные с включением анафорических рядов и в известной мере подчеркнуто ритмизованные, мелодически округленные,— лучшее проявление этого качества; при наличии последнего про­ заическая речь по форме заметно тяготеет к стихотворной и на фоне обычной прозы производит сильнейшее действие. Анафорический ряд стилистически окрашен (маркирован), поэтому вполне оправданным может быть отнесение его к актив­ ному арсеналу русской стилистики: функционируя в составе абза­ ца или в составе смежных абзацев, анафорический ряд наклады­ вает на текст приметную особенность и в определенных контекст­ ных условиях, в строго конкретной речевой ситуации обнаружива­ ет свое коммуникативно-функциональное содержание и свою сти­ 345

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=