ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
ления и логической компановки соседних абзацев в более крупное синтаксическое единство. Рассматриваемое нами явление в идеале имеет следующий вид: «Никому из присутствующих не приходило в голову того, что все, что совершалось здесь, было величайшим кощунством и на смешкой над тем самым Христом, именем которого все это дела лось. Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевым медальончиком на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение той ви селицы, на которой был казнен Христос именно за то, что он за претил то самое, что теперь его .именем совершалось здесь. Никому в голову не приходило, что те священники, которые воображают себе, что в виде хлеба и вина они едят тело и пьют кровь Христа, действительно едят тело и пьют кровь его, но не в кусочках и не в вине, а тем, что не только соблазняют тех «малых сих», с кото рыми Христос отожествлял себя, но и лишают их величайшего бла га и подвергают жесточайшим мучениям, скрывая от людей то возвещение блага, которое он принес им » (Толстой. Воскресение, ч. 1, гл. XL). «Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и по лучил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодар ность за его помощь и за победу. Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно-праздничное настроение духа. Все при знавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о плене нии самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции» (Толстой. Война и мир, т. IV, ч. I, гл. II). Анафоризированная проза — проза особого качества. Абзацы, построенные с включением анафорических рядов и в известной мере подчеркнуто ритмизованные, мелодически округленные,— лучшее проявление этого качества; при наличии последнего про заическая речь по форме заметно тяготеет к стихотворной и на фоне обычной прозы производит сильнейшее действие. Анафорический ряд стилистически окрашен (маркирован), поэтому вполне оправданным может быть отнесение его к актив ному арсеналу русской стилистики: функционируя в составе абза ца или в составе смежных абзацев, анафорический ряд наклады вает на текст приметную особенность и в определенных контекст ных условиях, в строго конкретной речевой ситуации обнаружива ет свое коммуникативно-функциональное содержание и свою сти 345
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=