ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

А. Н. КАРПОВ АНАФОРИЧЕСКИЕ РЯДЫ В ПРОЗЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО Анафорические ряды в структуре абзаца и за пределами его не изучены ни в синтаксическом плане, ни в плане выявления их стилистического назначения. Видимо, это происходит оттого, что научный синтаксис еще не выработал должной системы в изучении синтаксических единств, выходящих за рамки обычного предложе­ ния, не установил твердого и одинаково удовлетворяющего всех синтаксистов значения понятий «сверхфразовое единство», «слож­ ное синтаксическое целое», «суперфраза», «период» и т. д. Между тем очевидна настоятельная необходимость исследования ана­ форических рядов — ,?того примечательного явления, которое от­ личается исключительной стилистической емкостью и постоянно реализуется в речи, особенно в языке художественных произве­ дений. В литературе, посвященной периодической форме речи, син­ таксическому параллелизму и другим родственным им явлениям, отыскиваются упоминания об анафоре, повторах, амебейных ком­ позициях, однако делается это преимущественно .при характери­ стике языка поэзии и в интересах ^противопоставления специфиче­ ских признаков стихотворной и прозаической речи. Анафорический ряд — фигура речи, основанная на повторении одного и того же предложения, одной и той же синтаксической конструкции, абсолютно одинаковых или сродных, по построению и значению словосочетаний, нередко усиленных аллитерацией. По своей природе анафорический ряд двухмерен: с одной стороны, это — один из сюжетно-композиционных рисунков абзаца, с дру­ гой,— стилистический прием (стилистическая фигура) определен­ ного коммуникативного задания. Помимо собственно интонацион­ ной гармоничности, приметной округлости, анафорический ряд придает еще абзацу монументальную стройность и несомненную возвышенность. В структуре абзаца место анафорического ряда устанавливает­ ся его стилистической приуроченностью. Чаще всего члены анафо­ рического ряда размещаются в начале смежных предложений (сложных) или предложений, отстоящих в близком отдалении друг от друга. В определенных условиях, подсказываемых композицион­ ными мотивами, анафорический ряд становится средством обрам­ 344

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=