ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
ся материалом построения паратаксических периодов. У Л. Н. Тол- стого это периоды несовместимости и .несоответствия. «Теперь она знала всех их, .как знают друг друга в уездном городе; знала, у кого какие привычки и слабости, у кого какой сапог жмет ногу; знала их отношения друг к другу и к главному центру, знала, кто за кого и как и чем держится, и кто с кем и в чем сходятся и расходятся; но этот круг правительственных муж ских интересов никогда, .несмотря на внушения графини Лидии Ивановны, не мог интересовать ее, и она избегала его» (139). Основу толстовского синтаксиса составляет фраза с 2—3 при даточными (70%; 36% и 34%). Продуктивность более многочис ленных структур убывает в геометрической прогрессии (с 4 при даточными— 16%, .с 5—8%, с 6 —4%). Однако встречаются и конструкции, включающие в свой состав до 15 предложений. « 0 .н слышал, как его лошади жевали сено, потом как хозяин со старшим малым собирался и уехал в ночное; потом слышал, как солдат укладывался спать с другой стороны сарая с племян ником, маленьким сыном хозяина; слышал, как мальчик тоненьким голоском сообщил дяде свое впечатление о собаках, которые ка зались мальчику страшными и огромными; потом как мальчик расспрашивал, кого будут ловить эти собаки, и как солдат хрип лым и сонным голосом говорил ему, что завтра охотники пойдут в болото и будут .палить из ружей, и как потом, чтоб отделаться от вопросов мальчика, он сказал: «Спи, Васька, спи, а то смотри», и скоро сам захрапел, и все затихло; только слышно было ржание лошадей и каркание бекаса» (643). Анализируемый материал позволяет сделать вывод, что боль шую изобразительную силу в романе приобретает параллельное подчинение предложений. Последовательное подчинение выступа ет нейтральным фоном, на котором развертывается огромная мас са ритмизованной, систематизированной прозы. Л. Н. Толстой де лает язык предельно выразительным, экспрессивным, структурно многообразные толстовские периоды «производят впечатление силы»2. «Для чего этим трем барышням нужно было говорить через день по-французоки и по-английски; для чего они в известные часы играли попеременкам на фортепиано, звуки которого слышались у брата наверху, где занимались студенты; для чего ездили этя учителя французской литературы, музыки, рисованья, танце®! для чего в известные часы все три барышни с ш-11е Linon подъез жали в коляске к Тверскому бульвару в своих атласных шуб ках — Долли в длинной, Натали в полудлинной, а Кити в совершен но короткой, так что статные ножки ее в туго натянутых красных чулках были на всем виду; для чего им, в сопровождении лакея с золотою кокардой на шляпе, нужно было ходить по Тверскому 2 «Русские писатели о литературном труде», т. 3, «Советский писате Л .. 1955, стр. 423. 328
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=