ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Столь же непродуктивно односкрепное соподчинение. «В Петербурге, только что остановился поезд и она вышла, первое лицо, обратившее ее внимание, было лицо мужа» (114). При трехзвенном соподчинении (13%) повторение одинаковых скреп является одним из средств ритмизации языка. •«То она думала о том, как жизнь могла бы быть еще счаст­ лива, и как мучительно она любит и ненавидит его, и как страш­ но бьется ее сердце» (831). «Никакой надобности,— подумала она,— приезжать человеку проститься с тою женщиной, которую он любит, для которой хотел погибнуть и погубить себя и ко­ торая не может жить без него» (462). С помощью ритмического трехчлена в препозиции Л. Н. Тол­ стой образует и период с временной гипотаксической связью, и обобщающий период с одним структурно-организующим центром, где члены повышения — контактные слова с соподчиненными придаточными. «С тех пор, как Алексей Александрович выехал из дома с на­ мерением не возвращаться в семью, и с тех пор как он был у адвоката и сказал хоть одному человеку о своем намерении, с тех пор особенно, как он перевел это дело жизни в дело бумаж­ ное, он все больше и больше привыкал к своему намерению и видел теперь ясно возможность его исполнения» (412). «То, что она уехала, не сказав куда, то, что ее до сих пор не было, то, что она утром еще ездила куда-то, ничего не сказав ему,— все это, вместе со странно возбужденным выражением ее лица нынче утром и с воспоминанием того враждебного тона, с которым она при Яшвине почти вырвала из его рук карточки сына, заставило его задуматься» (590). Пропуск скреп (двускрепность, односкрепность) и здесь яв­ ляется исключением. Из трех скреп обычно опускается послед­ няя. «Потом она слышала, как подали коляску, как отворилась дверь, и он вышел опять» (819). «Все лицо ее будет видно, она улыбнется, обнимет его, он услышит ее запах, почувствует неж­ ность ее руки и заплачет счастливо, как он раз вечером лег ей в ноги и она щекотала его, а он хохотал и кусал ее белую с кольцами руку» (571). у Разноскрепное трехчленное соподчинение единично у Л. Н. Толстого, причем две из скреп обязательно повторяются. Толь­ ко две разные скрепы .всегда идут подряд. «Мало того, он не знал, что говорить, как смотреть, как хо­ дить» (540). «Он думал о том, что делает Кити, кто живет в со­ седнем нумере, свой ли дом у доктора» (546). Четырехзвенное соподчинение (3%) делает ритм повествова­ ния еще более напряженным. «Она чувствовала, что глаза ее раскрываются больше и больше, что пальцы на руках и ногах нервно движутся, что внутри что-то давит дыханье и что все образы и звуки в этом 322

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=