ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

чему? с какой целью? для какой цели? для чего? Проиллюстри­ руем это на примерах: — «Да ты что, брат, таким розаном смотришь?— продолжал он, обращаясь к прапорщику...» (Л. Т. Рубка леса, с. 91). Здесь возможна замена: По какой причине? Почему? Но невозможно спросить: С какой целью (или для чего) ты таким розаном смотришь? « — Что вздыхаешь? — сказал Нестер». (Л. Т. Хол- стомер, с. 508). Ср.: Почему вздыхаешь? Но невозможно задать вопрос: С какой целью, для чего вздыхаешь? Однако подстановка четко оформленного вопроса не всегда помогает выяснить природу тех или иных отношений, выражен­ ных омонимичным вопросом. Особенно это касается тех случаев, когда причина и цель выступают в аналогичных условиях, о чем уже говорилось выше. В таких случаях следует привлечь кон­ текст, следующий за репликой вопроса. Например: Ма ша . Мама, зачем вы говорите так? Ведь вы знаете, что это неправда». (Ж. труп, с. 6). « — И что он скупится? Убьют, так никому не достанется!» (J1. Т., Севаст. в авг., с. 191). Вопрос и следующая за ним реплика отчетливо представля­ ют собой причинно-следственные отношения. Наконец, при разграничении причины и цели необходимо по­ мнить о следующей особенности употребления целевых конструк­ ций. Целевые конструкции не употребляются при глаголах с от­ рицанием. Это, вероятно, связано с тем, что цель обязательно предполагает наличие действия в будущем, как реально совер­ шившегося факта. Поэтому вопросительные слова зачем, что, чего, как и др. в предложениях с отрицанием при глаголе выра­ жают только причинные отношения, возможности (или условия) реализации которых гораздо шире по сравнению с целевыми. Напр.: — «Что ж Марьянку не обнимаешь? (Казаки, стр. 306). «Как же ты своего постояльца не знаешь? — сказал Белецкий, обраща­ ясь к Марьянке». (Там же, стр. 349). «Что же вы не танцуете, господа? — спросил он перед тем, как выходить из комнаты». (Два гусара, стр. 223). — « Что же ты не раздеваешься? — спросил он графа, кото­ рый ходил по комнате». (Там же, стр. 254). Итак, средства выражения причинных и целевых отношений в структуре вопроса в языке произведений Л. Толстого не только разнообразны, но и имеют свои специфические черты по сравне­ нию с языком советской эпохи. С другой стороны, в выборе средств выражения причины и цели .в вопросительном предложе­ нии в некоторой степени отразилось стремление писателя при­ близить литературный язык того времени к народному языку. Эмоциональность, выразительность, точность вопросительных конструкций достигается также употреблением в них различных частиц, придающих вопросу различные семантические оттенки. Эмоциональностью художественного языка, вероятно, объясня­ 318

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=