ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

1. Суде бный с л е д о в а т е л ь . А почему прекращены были ходатайства в консистории в то же время, и было отказано ад­ вокату? 2. Суде бный с л е д о в а т е л ь . Ну-с, а почему, поз­ вольте узнать, от вас ежемесячно была посылка денег в Сара­ тов, в тот самый город, в котором проживал ваш первый муж? 3. Судебный с л е д о в а т е л ь . Почему вам посланы были деньги? 4. С у д е б ный с ле до в а т е ль . Почему же вы не от­ вечаете? (Живой труп, стр. 94, 95, 101). Наконец, для вопросов о причине, а не о цели Л. Толстой нередко использует наречие зачем. Очевидно, что наиболее четко причинное значение вопроса зачем прослеживается там, где на него дается ответ, а также при глаголах с отрицанием, о чем бу­ дет сказано ниже. Например: — «Ну, а вы скажите, Абрам Ильич, зачем вы служите на Кавказе? — Я потому, знаете, что, во-первых, мы все обязаны по своему долгу служить». (Рубка леса, стр. 88). « — И зачем я не умерла тогда?— прибавила она [Маслова] и заплакала жалобным .плачем». (Воскр., стр. 174). С значением причины зачем выступает и в следующих пред­ ложениях: «Зачем это поют песни в седьмом нумере?— подумал он,— это, верно, у Турбина веселятся...» (Два гусара, стр. 231). « — Ах ты, мой голубчик!— сказал он,— зачем ты только от нас уехал! А?..» (Там же, стр. 229). «Зачем он меня оскорбил,— ду­ мал меньшой,— разве он ;не мог не говорить про это?..» (Севаст. в авг., стр. 166).— «Так никому не давать лошадей, коли не­ ту!.. А зачем дал какому-то лакею с вещами? — кричал старший из двух офицеров». (Там же, стр. 156). Что касается целевых отношений, то для их выражения в вопросительном предложении Л. Толстой использует наречие зачем. Примеры: «Зачем подпоручик Зобов так принужденно смеется, прохо­ дя мимо своего товарища, который сидит с штаб-офицером? Что­ бы доказать этим, что, хотя он и не аристократ, но все-таки ни­ чуть не хуже их. Зачем штаб-офицер говорит таким слабым ле- ниво-грустным голосом? Чтобы доказать своему собеседнику, что он аристократ и очень милостив, разговаривая с подпоручиком». (Севаст. в мае, стр. 117). Иногда в речи героев Л. Толстого со значением причинности и цели выступают наречия как, куда (нередко с частицами же,_ ж и др.): — «Убит или ранен? Как же вы не знаете, ведь он с нами шел». (Севаст. в мае, стр. 143).— «Как же он от него ушел, а все хвалит?» (Хаджи-Мурат, стр. 627).— «Да как же не радо­ ваться?» (Набег, стр. 46). Вторую группу составляют предложения, которые вклю­ чают вопросительные слова, представляющие собой вопросы кос- 314

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=