ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

P. H. КОРОБЕЙНИКОВА ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Задача данной работы — описать способы оформления вопро­ сов причины и цели, установить оттенки их значений, отметить особености в употреблении причинных и целевых конструкций, показать их связь и взаимодействие, а также назвать некоторые приемы разграничения причины и цели в структуре вопроса. К одной из преследуемых нами целей мы отнесем также попыт­ ку сравнить особенности вопросительных конструкций причины и цели в языке художественных произведений Л. Толстого с ли­ тературными нормами языка советской эпохи. Под вопросительными предложениями здесь будут рассматри­ ваться такие предложения, в которых содержится прямой вопрос говорящего собеседнику, оформленный при помощи вопроситель­ ных слов (с частицами или без частиц). Выбор объекта исследо­ вания подсказан той огромной ролью, которую играют воспроси- тельные слова (наречия и местоимения) в структуре воспроси- тельного предложения. Они являются «...ключом к содержанию языка и многое определяют в его формах, очень большое коли­ чество которых строится для ответов на вопросы. Если бы во­ просительных местоимений и наречий вдруг не оказалось в на­ шем языке, то общение было бы для нас чрезвычайно затруд­ нено» ’. Что касается выбора материала исследования, то он также не случаен. Л. Толстой— писателыпсихолог, замечательно откры­ вающий «диалектику души» в тесной связи с развитием самих характеров»2. От простейших эмоций человека до самых сложных его пере­ живаний, его высоких стремлений, от низменного, подлого до за­ мечательных проявлений самоотверженности, мужества, от эго­ истических побуждений индивидуалиста до разнообразных выра­ жений коллективного духа, массовой психологии — все это уди­ вительно ярко охарактеризовано писателем...»3. Поэтому зако­ номерно, что отношения героев к событиям, явлениям действи­ тельности и друг к другу, движения их мыслей и чувств, разви­ тие душевных качеств нашли свое выражение в разнообразных мотивировочных конструкциях, среди которых большое место за­ нимают вопросительные конструкции причины и цели. 312

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=