ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
который должен передать, говоря словами Чернышевского, диа лектику человеческой души,— труднейшая форма речевой харак теристики персонажей, и недосягаемой вершины в правдивом по строении монолога достиг Лев Толстой.^, * В мою задачу входит лишь показ внутренних монологов и определение их некоторых различных типов в романе «Война и мир». К приему передачи внутренней монологической речи Лев Тол стой прибегает в основном только при изображении душевных движений центральных персонажей романа: 12 из семьи Болкон ских — это князь Андрей, княжна Марья, старый князь; в семье Ростовых — Наташа, Николай, Петя. Кроме того, множество внутренних монологов принадлежит Пьеру с его поисками правды и смысла жизни. Обычно внутренние монологи героев изображаются в минуты особо напряженных душевных их движений йсвязаны часто с ре шительными и особо важными моментами их жизни. --- “Чаще всего внутренний монолог оформляется с помощью абза ца, который внешне подчеркивает целостность и неразрывность монолога. Объем внутреннего монолога различен: начиная от соединения трех — четырех фраз, коротких, но внутренне целостных и нераз рывно связанных друг с другом,— до больших и развернутых, ! сложных фразовых сцеплений. Внутренняя речь в пределах монолога часто передается с по мощью развернутых, больших по объему периодов, или даже сцеп лением ряда периодов. Следует различать вцутреннюю речь одного лица от изображе ния коллективной внутренней речи. Например, изображение, так сказать, коллективной прямой внутренней речи: «Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая раз деляет два неприятельские войска. «Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и — неизвестность, страдания и смерть. И что там? Кто там? Там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещен ной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раз драженно-оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чув ствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты (т. i, ч. II, гл. V III). 12 С. П у г а ч . Речевые приемы выражения внутреннего мира персонажа романе Л. Толстого «Война и мир»; РЯШ, 1962, № 6, стр. 16—22. 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=