ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

который должен передать, говоря словами Чернышевского, диа­ лектику человеческой души,— труднейшая форма речевой харак­ теристики персонажей, и недосягаемой вершины в правдивом по­ строении монолога достиг Лев Толстой.^, * В мою задачу входит лишь показ внутренних монологов и определение их некоторых различных типов в романе «Война и мир». К приему передачи внутренней монологической речи Лев Тол­ стой прибегает в основном только при изображении душевных движений центральных персонажей романа: 12 из семьи Болкон­ ских — это князь Андрей, княжна Марья, старый князь; в семье Ростовых — Наташа, Николай, Петя. Кроме того, множество внутренних монологов принадлежит Пьеру с его поисками правды и смысла жизни. Обычно внутренние монологи героев изображаются в минуты особо напряженных душевных их движений йсвязаны часто с ре­ шительными и особо важными моментами их жизни. --- “Чаще всего внутренний монолог оформляется с помощью абза­ ца, который внешне подчеркивает целостность и неразрывность монолога. Объем внутреннего монолога различен: начиная от соединения трех — четырех фраз, коротких, но внутренне целостных и нераз­ рывно связанных друг с другом,— до больших и развернутых, ! сложных фразовых сцеплений. Внутренняя речь в пределах монолога часто передается с по­ мощью развернутых, больших по объему периодов, или даже сцеп­ лением ряда периодов. Следует различать вцутреннюю речь одного лица от изображе­ ния коллективной внутренней речи. Например, изображение, так сказать, коллективной прямой внутренней речи: «Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая раз­ деляет два неприятельские войска. «Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и — неизвестность, страдания и смерть. И что там? Кто там? Там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещен­ ной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раз­ драженно-оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чув­ ствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты (т. i, ч. II, гл. V III). 12 С. П у г а ч . Речевые приемы выражения внутреннего мира персонажа романе Л. Толстого «Война и мир»; РЯШ, 1962, № 6, стр. 16—22. 302

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=