ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Можно отметить ряд новых словесно-художественных приемов и принципов изображения действительности, созданных или раз­ витых далее JI. Толстым; например, укажу только те из них, кото­ рые связаны с темой доклада. —> 1) Вслед за Пушкиным JI. Н. Толстой развил далее принцип ( субъектной многоплановости в изображении действительности. 2) Этот принцип позволил Л. Н. Толстому создать совершенно новую композицию романов «Война и мир» и «Анна Каренина»; Толстой выдвинул принцип, так сказать, шараллельного повество­ вания, когда как бы параллельно излагается история нескольких семей; Болконские — Ростовы — Пьер Безухов; Облонские — Каренины — Левин — Щербацкие и т. д. 3) Вслед за Пушкиным и Гоголем Лев Толстой решительно отделил точку зрения писателя в авторской речи от разных форм речи персонажей. Это позволило ему изображать и оценивать дей­ ствительность с разных точек зрения, т. е. с точки зрения различ­ ных персонажей. 4) Лев Толстой развил еще далее прием несобственно-прямой речи, открытый А. С. Пушкиным4. 5) Несобственно-прямая речь явилась одной из форм и разно­ видностей изображения внутренней речи персонажей. Именно ге­ ниальное изображение внутренней речи и психики героев особен­ но поразило Н. Г. Чернышевского и было удачно им названо изображением диалектики души. Что же такое «внутренняя речь».? II В последнее время проблема внутренней речи вообще активно изучается психологами5, физиологами, лингвистами. Проф. Александр Николаевич Соколов в фундаментальной монографии «Внутренняя речь и мышление» отмечает, что «в пси­ хологии термин «внутренняя речь» обычно означает беззвучную, мысленную речь, которая возникает в тот момент, когда мы дума­ ем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно состав­ ляем планы, припоминаем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. Во всех этих случаях мы думаем и вспоминаем при помощи слов, которые произносим про себя. Внутренняя речь — это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с по­ мощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе поня­ тий и суждений. Элементы внутренней речи мы находим во всех наших сознательных восприятиях, действиях и переживаниях, в которых они проявляются в виде речевых установок или самоин- 4 М. В. Г л у ш к о в а. Несобственно-прямая речь в языке прозы Пушкина. РЯШ , 1962. № 1. 5 См., например, Л. С. Выг о т с к ий. Мышление и речь. В кн. «Избран­ ные психологические исследования», М., 1956. 299

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=