ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

вом JI. H. Толстой обобщенно, лаконично и эмоционально выра­ жает различное отношение дворянства к народу. В романе «Война и мир» Кутузов восхищается мужеством и героизмом ополченцев, с большой любовью относится к народу, понимая его силу. — А! ...Чудесный, бесподобный народ,— сказал Кутузов и, за­ крыв глаза, покачал головой.— Бесподобный народ! — повторил он со вздохом. (Л. Т.—2, стр. 210). А для офицеров-дворян, далеких от народа, крестьяне-ополчен- цы были только подъяремным стадом овец: В ногу идите... Э! ...Мужичье! — крикнул офицер, за ллечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков. (Л. Т.—2, стр. 265). С целью усиления оценки и ее конкретизации он часто вносит в номинативную оценочную конструкцию название того лица или предмета, которое оценивается его героями. « — Мосев и то хотел его обидеть. Ружье отнял, да начальство в Кизляре узнало. — То-то подлая душа, Мосев-то. (Л. Т.—3, стр. 397). «...Всякая охота тем хороша, что имеешь дело с природой. Ну что за прелесть, эта стальная вода! — сказал он». <(JI. Т.—1 стр. 211). Субъективно-оценочная конструкция обычно следует за пред­ шествующим контекстом, но в некоторых случаях Л. Н. Толстой изменяет порядок следования компонентов сложного синтаксиче­ ского единства. Вначале им дается субъективно-оценочная конст­ рукция, а потом контекст, ее обусловливающий. «Анна с Вроноким уже давно переглядывались, Сожалея об умной говорливости своего приятеля, и, наконец, Вронский пере­ шел, не дожидаясь хозяина, к другой, небольшой картине. — Ах, какая прелесть, что за прелесть! . Чудо! Какая пре­ лесть, — заговорили они в один голос». (Л. Т.— 1, стр. 414). Далее следует описание той картины, которая так поразила Анну и Вронского. У Л. Н. Толстого такой прием используется довольно часто, особенно когда он дает пейзажную зарисовку или описывает порт­ рет героя. «Да, да, вот женщина! — думал Левин, забывшись и упорно глядя на ее красивое подвижное лицо, которое теперь вдруг пере­ менилось. Левин не слыхал, о чем она говорила, перегнувшись к брату, но он был поражен переменой ее выражения. Прежде столь прекрасное в своем спокойствии, ее лицо вдруг выразило странное любопытство, гнев и гордость». (Л. Т.— 1, стр. 606). Субъективно-оценочные предложения с номинативом — пре­ красное изобразительное средство. С их помощью писатель может передать индивидуальную речевую манеру героев, они помогают понять сложный душевный мир человека, его переживания, отно­ шение к действительности, способствуют более глубокому вдумчи­ 293

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=