ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
Нужно отметить также большое количество в речи народа эмо циональных оценок-обращений. Ергушов разразился хохотом и, ухватив, обнял девку, которая ближе сидела к нему.— Верно, говорю. — Ну, смола! — заметила девка.— Бабе скажу. (Л. Т.—3, стр. 398). — Здорово дневали, девки! — крикнул он сильным заливи стым голосом, вдруг останавливая лошадь.— Состарились без меня, ведьмы.— И он засмеялся. (Л. Т.—3-, стр. 471). Эти формы невозможно рассматривать как просто обращения, они скорее выполняют другую функцию — функцию эмоциональ ной оценки лица, о котором сказано в предшествующем контексте. Поэтому они очень часто выделяются из предложения в самостоя тельную оценочную позицию. — Что стали? Пошел! Дьяволы, людоеды! — кричал он.— Не уйдешь моей руки. Черти! Лапотники! (Л. Т.—8, стр. 380). Представители светской знати, в отличие от народа очень ча сто в субъективно-оценочных конструкциях: а) используют такие слова, как прелесть, вздор, бессмыслица, чудо. «Баронеса надоела, как горькая редька, особенно тем, что все хочет давать деньги; а есть одна, он ее покажет Вронскому, чудо, прелесть, в восточном стиле «genre рабыни Ребеки», понимаешь?» (Л. Т.—4, стр. 100); б) включают в эмоционально-оценочные функционально-струк турные типы, наряду с русскими, номинативные оценочные кон струкции на французском языке. — Отдыхаешь, вальсируя с вами,— сказал он ей, пускаясь в первые небыстрые шаги вальса.— Прелесть, какая легкость, precision (точность),— говорил он ей то, что говорил почти всём хорошим знакомым. (Л. Т.— 1, стр. 69). Интересно, что в повести «Казаки» дед Ерошка очень хорошо ощущает фальшивость эмоциональных оценок представителей светского общества и в противоположность им передает простоту, точность, естественность и правдивость оценок народа. — Ну, полно вздор говорить,— сказал Оленин.— Я лучше из штаба лекаря пришлю. — Вздор! — передразнил старик— Дурак! Дурак! Вздор! Ле каря пришлю! Да кабы ваши лечили, так казаки да чеченцы к вам бы лечиться ездили, а то ваши офицеры да полковники из гор дохтуров выписывают. У вас фальчь; одна все фальчь. (Л. Т.—3, стр. 487). IV Л. Н. Толстой— большой мастер слова. Им не только тща тельно выписаны сложные синтаксические единства с субъективно оценочными конструкциями, отобраны лексические средства, про верены грамматические особенности построений функционально Ю* 291
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=