ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

— Вот это жизнь! Как хорошо! (JI. Т,— 1, стр. 140). 2. Пренебрежение, досаду: — Иди! Увидят! — проговорила она. — Вон и то, кажись, постоялец наш, черт, по двору ходит. «Хорунжиха! — думал себе Лукашка.— Замуж пойдет! Замуж само собой, а ты полюби меня». (Л. Т.—3, стр. 402). 3. Негодование, отвращение, одобрение, поощрение и т. д. Основным средством выражения главного члена стержневого компонента является имя существительное в именительном падеже эмоционально-оценочного лексического значения, в котором уже заложена отрицательная или положительная оценка, однако само оценочное семантическое значение существительного делает эту конструкцию настолько самостоятельной в смысловом отношении, что функции таких конструкций понятны и без контекстуального окружения. — Как я рада, что слышала Кознышева! Это стоит, чтобы и поголодать. Прелесть! (Л. Т.— 1, стр. 575). Да не в том дело... Позвольте на шары! Гадость!.. Слышались озлобленные, неистовые крики со всех сторон. (Л. Т.—1, стр. 567). В других случаях лексическое значение существительного нуждается в обязательном подкреплении контекстом, без которого эмоционально-оценочная конструкция становится непонятной. 'Петр. С вас не взыскивать, так в год дома не найдешь. Эх народ! (Л. Т.—5, стр. 32). Для усиления эмоционального оценочного значения использу­ ются усилительные слова, частицы, междометия: какой, такой, то- то, вот, это (в качестве усилительных частиц), ишь, вишь, эх, ох, ах, о и другие. Большую группу эмоционально-оценочных типов составляют такие, в центре которых находится субстантивное словосочетание с качественным оценочным прилагательным в роли зависимого слова. Качественные прилагательные обладают большой эмоцио­ нально-оценочной силой, поэтому основное функциональное на­ правление таких конструкций определяется значением прилага­ тельного. Прав! Прав! — проговорила она.— Разумеется, он всегда прав, он христианин, он великодушен! Да, низкий, гадкий человек! (Л. Т.— 1 стр, 255). Но были тоже нос, косившие глаза и чмокающие губы. — Прекрасный ребенок! — сказала Лизавета Петровна. Ле­ вин с огорчением вздохнул. Этот прекрасный ребенок внушал ему только чувство гадливости и жалости. (Л. Т.— 1, стр. 623.). Эмоционально-оценочная сила качественных прилагательных настолько сильна, что они подчас в субъективно-оценочных кон­ струкциях могут употребляться и без существительных. — Да за что же ты так сердишься на него? — спросил Оле­ нин. 288

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=