ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

эмоциональны, эксярессивны. С грамматической точки зрения своеобразием таких предложений является, во-первых, тесная связь с контекстом, вне которого они существовать не могут, во- вторых, свойственные им интонация и лексико-грамматические средства выражения. В художественной литературе они всегда обусловлены предшествующим контекстом, будь то авторское по­ вествование, реплищ говорящего или его собеседника. И. Субъективно-оценочные конструкции, вместе с контекстуальным окружением образуют своеобразные функционально-структурные типы, являющиеся тесно спаянными сложными синтаксическими единствами. Минимальное количество структурных частей единст­ в а— два компонента: предшествующий контекст и стержневой, собственно оценочный компонент. Но очень часто в функционально-структурном оценочном тине с номинативом имеется еще один — третий компонент, который вызван собственно оценочной стержневой конструкцией и необхо­ дим либо для подтверждения оценки,*либо для высказывания противоположного инения, либо для разъяснения оценки. — А! — радостно прокричал Левин, подымая обе руки кверху. — Вот радостный-то гость! Ах, как я рад тебе! — вскрикнул он, узнав Степана Аркадьича. (Л. Т.— стр. 138). Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура,— подумал он.— Вот Елена Васильевна так та и в пятьдесят лет красавицей будет». (Л. Т.— стр. 268). Проходя через улицу и размахивая в вытянутой руке зажжен­ ную тряпку, она встречает Марьяну, которая кланяется ей. «Краля девка, работница девка,— думает она, глядя на кра­ савицу.— Куда ейрасти! Замуж пора, да в хороший дом, замуж за Лукашку». (Л. Т.—3, стр. 372). Наибольшее распространение в художественной литературе и в произведениях JI. Н. Толстого получает эмоционально-оценочный функционально-структурный тип, в котором стержневой компо­ нент— субъективно-оценочная конструкция, дающая качественную эмоциональную оценку лицу, предмету, явлению или событию. В таких сложных единствах оценочная конструкция с номина­ тивом возникает как очень быстрая реакция на слова или поступ­ ки собеседника, рассуждения героя и выражает положительную или отрицательную оценку, вызванную определенными чувствами говорящего или думающего. Они могут выражать: 1. Восхищение: Он сел, обвернул себе ноги тигровым пледом и закурил сига­ ру.— Как это ты не куришь! Сигара — это такое не то что удо­ вольствие, а венец и признак удовольствия. 287

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=