ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Е. В. СКВОРЕЦКАЯ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОМАНЕ «ВОСКРЕСЕНИЕ» Сравнения в языке писателя несомненно имеют большую худо­ жественно-изобразительную ценность. В зарисовках и оценках характера и обстоятельств совершенно очевидна художественная емкость сравнения. Кроме грамматикализованных способов выражения сравни­ тельных отношений (сравнительная степень и сравнительный обо­ рот) в речи, особенно художественной, существуют другие, и очень многообразные, возможности показать сравнение, о которых мож­ но сказать словами К. С. Аксакова: «Здесь уже нет формы срав­ нительной, а есть одно употребление сравнительное...»'. Мы поставили своей целью выявить особенности сравнительно­ го употребления имен прилагательных JI. Н. Толстым в романе «Воскресение». В этом произведении, где «все составные элемен­ ты, по словам В. Ермилова, без смущения несут откровенную службу идее»2, сравнение является необходимым элементом автор­ ской оценки явлений. Метафора — излюбленный и довольно распространенный худо­ жественный прием использования имени прилагательного для вы­ ражения сравнительных отношений. Однако надо заметить, что к метафоре Толстой относился очёнь осторожно, не любил ею пере­ насыщать свои произведения и испытывал постоянное отвраще­ ние к метафорам-штампам, о которых писал следующее: «Бирю­ зовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебряные волосы, ко­ ралловые губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое море, бирюзовое небо встречаются часто. Скажите по правде, бывает ли что-нибудь подобное?.. Я никогда не видел губ кораллового цве­ та, но видал кирпичного,— глаза бирюзового цвета, но видал цве­ та распущенной синьки и писчей бумаги»3. Толстой «работал над «Воскресением» в тот свой период,— го­ ворит В. Ермилов (см. указ. раб., стр. 452),— когда ему совестно было писать художественное (употреблено выражение Толстого). Художественное ему казалось ложью, барской прихотью, даже грехом уже по одной той причине, что оно вымысел, странное и бездельное занятие, тогда как жизнь людей страшна, безбожна, бесчеловечна, когда она постыдно нищая и голодная для боль­ шинства и когда надо прямо, без всяких образных затей говорить 278

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=