ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

щающимся, спиральным. Так, даже щ пределах одного абзаца во втором и четвертом предложении говорится о том, как вели нака­ зываемого солдата, в третьем и пятом — о полковнике (т. е. дваж­ ды об одном и том же, но по-разному). Если в рукописном вари­ анте предложения четко отграничены друг от друга (в начале каждого предложения разные субъекты), то в печатном тексте различными средствами подчеркивается синтаксическая связь предложений. Сами предложения построены по тому же спираль­ ному принципу: основное действие, выраженное глаголом, обраста­ ет рядом побочных, дополнительных, что находит свое выражение в насыщении текста причастными и деепричастными формами. Эти формы, находясь в препозиции, отодвигая подлежащее от сказуе­ мого, выделяют, экспрессивно подчеркивают действие, создают напряженный драматизм изображения. Так, слова «шел высокий военный» первый раз помещаются рядом, в пятом же предложе­ нии даются разорванно и осложненно. Все эти изменения направлены на то, чтобы передать ощуще­ ния непосредственного наблюдателя. Таким образом создается но­ вая субъектная сфера — герой. Изображаемое пропускается через призму его сознания. Соотношение автор — рассказчик (сцена ба­ ла) осложняется при описании сцены «после бала»: автор — рас­ сказчик— герой (непосредственный наблюдатель).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=