ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
б той среде, в которой он жил») (III, 21) и дар предвиденья («— У нее есть дар предвиденья. Она насквозь видит людей; но этого мало,— она знает, что будет, особенно по части браков...») (I, 10). Ср.: дар прозрения («Война и мир». Эпилог). По данным «Словаря русского языка» (1895 г.), существитель ное дар в фразеологических сочетаниях дар предвиденья и дар прозренья имеет значение «врожденная способность высшего свой ства; дарование» 14 (т. I, стр. 365). В качестве иллюстраций этого значения приводятся следующие контексты употребления данного слова: Дар пророчества или пророческий. Дар ясновидения. Имел он песен дивный дар (Пушкин). Значение выражения дар слова определяется так: «способность говорить красноречиво». В современном русском литературном языке существительное дар имеет значение «о способности, даровании» (ССРЛЯ, III, 557). Лексико-семантические связи его довольно широки. Наряду с такими привычными сочетаниями, ставшими устойчивыми, как дар слова, дар речи, дар красноречия; дар предвидения (прозор ливости, пророчества, ясновидения); дар перевоплощения (наход чивости, наблюдательности, убеждения и т. п.), встречается целый ряд индивидуальных сочетаний, образованных по структурно-се мантической модели; ар.: дар прозрения (Л. Толстой); дар общи тельности, дар человековедения (В. Кожевников); дар импровиза тора, дар дикции (Л. Никулин); дар систематизации (В. Виногра дов); дар отгадывания, дар выдумки (Салтыков-Щедрин); дар ху дожественного воображения (Грин); дар беспощадного анализа (Леонов) и т. п. Зависимое существительное в форме родит, паде жа в этих сочетаниях обычно соотносится с глаголом и раскры вает содержание способности, дарования, которым обладает кто- либо. Значение существительного дар проявляется также и в соче таниях с инфинитивом. Например: «Ушаков был от природы ост роумен, красноречив и имел дар привлекать к себе сердца»- (Пушк. А. Радищев). Краска стыда (III, 15, 29), краска волнения (VI, 4), краска оживления (III, 14), краска удовольствия (I, 28), ср. румянец стыда (II, 32). Серия фразеологических сочетаний, детерминиру ющим членом которых выступает существительное краска в зна чении «румянец, прилив крови к лицу», употребляется для изо бражения скрытого душевного волнения, внешне выражающегося в приливе крови к лицу и покраонении. Ср.: краска стыда (у Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Куприна, Леонова, Шолохова, Первенцева и др.); краска досады — у Н. В. Гоголя; краска обиды (Куприн); краска волнения (Леонов); краска гнева (Г. Николае ва) и т. д. 14 Ср. данные словаря 1847 г.: Дар: «2) Особенная способность, ниспослан ная от бога. Дар пророчества»; «4)* То же, что дарование в 3-м значении (т. е. врожденная к чему-либо способность; талант.— 3. С.). Дар красноречия (т. 1, стр. 308). 245
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=