ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

нью Нехлюдов играл в горелки с восемнадцатилетней Катюшей и, упав, острекался крапивой» (220). В речи действующих лиц просторечие и диалектизмы употреб­ ляются значительно шире и многообразней, чем в авторской ре­ чи. В речи персонажей они служат средством индивидуализации речи, средством передачи особенностей народной речи. Автор, вводя эту лексику, достигает передачи непринужденности, жи­ вости языка .персонажей. Толстой вводит просторечие в язык действующих лиц для ха­ рактеристики поведения персонажа. Ср.: » «Ведь это какой народ, ваше сиятельство,— сказал швейцар, презрительно улыбаясь,— шашни завела с фершалом, старший доктор и отправил» (323). Толстой, прекрасный знаток народной речи, использует меткие слова-характеристики, вкладывая их в уста действующих лиц ро­ мана. Ср.: пройдоха (278), паскуда (44), толстосумы (166), лов- чак (в значении «Защитник») (122), мироеды (121), нехрист (442), и более грубые: стерва (87), шлюха (114),паршивец (207), собака (бранно) (255), идол (426) и др. Ср.: «Не боятся они бога, мироеды, кровопийцы проклятые, —про­ говорила Кораблева» (121); «Были бы денежки да хорошего Ловчака нанять, небось оправдали бы,— сказала Кораблева» (122); «Только жена у него из русских,— такая-то собака, что не приведи бог» (255); «...Это такая, с позволения сказать, ду­ бина и вместе с тем хитрая скотина» (200). Особенно богато представлено глагольное просторечие, кото­ рое в речи персонажей служит: 1. Средством характеристики действий человека. Ср.: «Что, взяла? Оправилась? Небось не отвертелась, шлюха под­ лая» (114); «А она, братец ты .мой, как сперначала повинилась во всем, так и следователю все, как есть, чередом и выложила» (376); «Чего заслужила, того и доспела» (114); «Аль не спозна­ ла дружка?» (116). 2. Средством определения действий одного персонажа по от­ ношению к другому. Ср.: «Я хотел летось загородить, так ты меня на три месяца зату- рил вшей кормить'в замок» (218); «Взмахнул я топором, хотел долбануть...» (410); «Бабы друг дружке все глаза повыцарапа­ ют» (244). 3. Средством выражения отношения одного персонажа к дру­ гому. Ср.: «И не говори, так присмолилась ко мне,‘что как одна душа» (378); «Ну, девка, заживешь теперь,— говорила Кораблева Мас­ ловой, когда она вернулась в камеру.— Видно, здорово в тебя втреснувши...» (179). 4. Указанием на действия, характеризующие состояние чело­ века. Ср.: «Говорят тебе, помирает, чего ж еще? — -кричал кто-то с дру­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=