ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

просто носящий свое образование человек. III, 26); определить черту (Да, это все, может быть, верно и остроумно... Но ты не определил черты, между честным и бесчестным трудом. VI, 11); перенести положение (Это несчастие, которое может постигнуть всякого. И это несчастие постигло меня. Дело только в том, что 1<ак наилучшим образом перенести это положение. III, 13); поло­ жить внимание (Дарья же Александровна знала, что само собой не бывает даже кашки к завтраку детям и что потому прн таком сложном и прекрасном устройстве должно быть положено чье-ни­ будь усиленное внимание. VI, 22); получить возмездие (...чувство это заменилось другим: желанием, чтоб она не только не торжест­ вовала, но получила возмездие за свое преступление. III, 13), значение (...но во всем мире для него существовали только он, получивший для себя огромное значение и важность, и она. IV, 9); произвести боль (Слова жены, подтвердившие его худшие со- ' мнения, произвели жестокую боль в сердце Алексея Александро­ вича. III, 13), звук (При упоминании о письмах адвокат поджал губы и произвел тонкий, соболезнующий и презрительный звук. IV, 5), уныние (Об удовольствиях холостой жизни, которые в прежние поездки за границу занимали Вронского, нельзя было и думать, так как одна попытка такого рода произвела неожидан­ ное и несоответствующее позднему ужину с знакомыми уныние в Анне. V, 8); развязать положение (Она решительно не знала, что развяжет это положение, но твердо была уверена, что это что-то придет теперь очень скоро. IV, 1); сочинять меню (Степан Аркадь- ич дорогой сочинял меню обеда. I, 9); устроить положение (— Так тем более тебе надо устроить свое положение, если возможно,— сказала Долли. VI, 24). Отобранные примеры отражают общую картину: наибольшее число Г+С абстр. в соответствии с наблюдениями многих авто ров9 образовано глаголами широкой семантики давать, делать, иметь, производить, получить. Всего глаголов, образующих уста­ релые Г+С абстр. 28, а на перечисленные выше 5 из них прихо­ дится 68 Г+С абстр.— 70,8% от общего числа. Многие из уста­ релых Г+С абстр. были широко распространены в литературном языке задолго до Л. Н. Толстого. Отметим, например, помимо уже приведенного сделать дружбу, следующие Г+С абстр., бытовав­ шие в литературных памятниках 18 века: давать любовь (I, 11) 10, спокойство (у JI. Н. Толстого — спокойствие. IV, 22; V III, 5); 9 В. А. К о з ь м е н к о . Глагольно-именные фразеологические обороты в современном русском литературном языке (обороты с глаголом делать). Канд. дисс. Харьков, 1955; А. П. М о р д в и л к о . Очерки по русской фразеологии. М., 1964; В. А. С и л у к о в а . Переходные типы устойчивых глагольных словосоче­ таний с винительным падежом существительных. Уч. записки ЛГПИ им. А. ,И. Герцена, т. 248, 1963, а также упомянутая статья В. М. Ф и л и п п о в о й и дру­ гие труды. 10 В скобках приводятся указания на книгу и главу романа «Анна Каре- I нина» для тех примеров, которые не были приведены ранее. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=