ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
во французы, обновив ФЕ, сделав его выразительнее. С Отражением набожности княжны, ее длительных религиозных разДУмий является церковная фразеология, выполняющая ту же ^°Л«Как никто не понял этого? — думала княжна Марья.— Никто, кроме этих презренных божьих людей...» (II, 239); «...Для того, чтоб его не ввести в грех» (там же). Отличительной особенностью речи Наташи Ростовой, этой жиз нерадостной, подвижной, юной, влюбленной девушки, является необычайная эмоциональность, приподнятость, нежность, непри нужденность. Характеру Наташи, ее речи вполне соответствует фразеология, отличительной приметой которой является эмоцио нальная насыщенность. В ее речи реализуется преимущественно разговорная фразеология в изобразительно-оценочной функции: «Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж...» (II, И ); «Как вы похорошели! «Еще бы!» — отвечали смеющиеся глаза Наташи» (II, 192); «Да, все: он один теперь дороже для ме ня всего на свете» (II, 229, Наташа об Андрее Болконском). Значительно реже она использует ФЕ разговорного характера в изобразительной роли: «Можешь себе представить! Она отказала, совсем отказала!» <Н, 48). Таким образом, эмоциональная стилистически окрашенная фра зеология оказывается неотъемлемой частью речевой характеристи ки Наташи Ростовой. Показательна речь Марьи Дмитриевны Ахросймовой, светской дамы, покровительственно относящейся к старому графу Ростову, Пьеру Безухову и другим дворянам. Ее развязность, фамильяр ность в обращении с людьми находит выражение в хлесткой речи и в частности в стилистически окрашенной фразеологии. Свойст венная ее речи фразеология разговорна, порой фамильярна, на смешлива. Она выполняет изобразительно-оценочную функцию, выражая отношение Марьи Дмитриевны к собеседнику: «Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут...— она указывала на девиц,— хочешь не хочешь, надо женихов ис кать» (разг., I, 76); «Ты что, старый греховодник,— обратилась она к графу, целовавшему ее руку,— чай, скучаешь в Москве? собак гонять негде?» (разг., I, 76); «Я и отцу-то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе-то и бог велит» (Разг., I, 76, Марья Дмитриевна— Пьеру); «Хорош, нечего ска зать! хорош мальчик!.. Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает» (разг., иронич., I, 76, П ь е р у ). Таким образом , в данном случае стилистически окрашенная Фразеология является действенным средством речевой характери стики Ахросймовой. " речи пустой великосветской дамы Анны Шерер преобладает Разговорно-бытовая фразеология, являющаяся средством ее ха- 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=