ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

И. А. ФЕДОСОВ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В АВТОРСКОЙ РЕЧИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО — «ВОИНА И МИР» В авторской речи романа «Война и мир» стилистически окра­ шенные фразеологические единицы (в дальнейшем ФЕ) выпол­ няют различные функции. Прежде всего они используются как изобразительное средство при описании характеров героев, их по­ ведения, действий, переживаний, впечатлений, взаимоотношений и проч. В этой стилистической функции преимущественно выступают разговорные ФЕ: «...И в том возрасте, когда молодые люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены...» (1, 294); «...До Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки)...» (III, 36); «Любовь победит все. Он похитит ее и увезет на край света» (II, 348); «Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним» (III, 35); «...Он иа всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык» (I, 8); «Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах» (I, 277); «...Его (Пьера) колея давно пробита, определена предвечно и что, как ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении» (II, 299); «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову» (I, 351); «Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения» (I, 165). «Вме­ сте с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней» (II, 173); «...На каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты» (I, 140). Однако ту же изобразительную роль могут выполнять и книж­ ные ФЕ: «...Мать точ 1 но так же в глубине души иногда недоверчиво смотрела на этот брак» (II, 245); «...Этими словами Анна Павлов­ на слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини» (IV, 7). Как видно из примеров, путем использования стилистически окрашенных ФЕ Л. Толстой достигает образности, наглядности изображения. Иногда писатель, употребляя ФЕ в изобразительной функции, 198

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=