ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

навалиться хотят» (6, 202), «свет увидели» (6, 216); «Ну, как светлейший поступил, так насчет этого (дров, сена и т. д.— Г. С.) просто стало. Свет увидели». Долг солдата понимается как свое дело (6, 244). Этим же ело- восочетанием воспользовался автор, характеризуя действия при- слуги у орудий: «Солдаты... делали свое дело с напряженным щегольством» (6, 245). О высоком патриотическом сознании 'сол­ дат говорит и выражение не такой сегодня день, сказанное ими накануне Бородинского сражения, когда они отказались пить хмельное. Авторские фразеологизмы добородинского и бородинского пе­ риодов резко различаются содержанием. Под Шентра'беном на­ строение солдат характеризуется словосочетанием с семантически доминантными словами веселость, оживление, страх; в период Аустерлицкого сражения доминирующим является слово толпа: «Трудно было остановить эту толпу» (4, 355), «Войска бежали ...густою толпою» (там же), «Отступали расстроенными переме­ шанными толпами» (4, 367), «Толпа отчаянно надвинулась» (4, 368), «Крики ужаса послышались в толпе» (4, 369) и т. д. Через восприятие Николая Ростова настроение офицеров ха­ рактеризуется как «неестественная воинская торжественность» (4, 361). В описании Бородинского сражения используются иные сред­ ства. Веселость, в частности, заметна только в отдельных и не главных эпизодах. В одном, из них о солдатах сказано, что они «весело и бурно бежали на батарею» (6, 247). Существенными являются другие симптомы, нашедшие соответствующее выраже­ ние сначала в словосочетании скрытая теплота, а затем и разго­ рающийся огонь. Пьер после разговора с Андреем Болконским и Тимохиным и в дальнейшем постиг разумом и чувством подлинный патриотизм подлинных героев: «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер заме­ чал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем» (6, 238). С началом главного действия Бородинского сражения теплота переходит уже в разгорающийся огонь: «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей ... молнии скры­ того, разгорающегося огня» (6, 244). Пьер поглощен созерцанием этого огня, «который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе» (там же). Метафора дальше перерастает в аллего­ рию, в своеобразный сложный символ: «Грозовая туча надвину­ лась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разторанием кото­ рого следил Пьер» (6, 245). Последний пример в «плане выражения» не содержит ничего нового: грозовая туча, горел огонь — это не авторские новообра­ зования. Новое принадлежит «плану содержания». На лицах многих офицеров Пьер заметил выражение оживле­ 192

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=