ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
ликой, многоголосой народной массы, среди которой выделяются отдельные голоса, в частности, голос Емельяна Ягоднова. Полифония голосов толпы, монологи и диалоги героев — пря мая, несобственно-прямая, косвенная и внутренняя речь даны Тол стым с огромной силой и убедительностью. В стиле рассказа «Ходынка» наблюдается процесс, о котором писал акад. В. В. Виноградов: «Индивидуальный стиль писателя — это система индивидуально-эстетического использования свойствен ных данному периоду... средств словесного выражения9. При этом следует обратить внимание и на слова подчеркнутой и частой по вторяемости, слова-символы, о которых шла речь выше. В рассказе Толстого «Ходынка» сорвана маска с «обожаемо го» Риной Галицыной монарха, сорваны маски с представителей полицейского государства, сорваны маски с аристократии, не зна ющей и не желающей знать народных нужд, хищной и эгоистич ной, то с глубоким сочувствием изображен народ, в частности, Емельян Семенович Ягоднов, мастеровой, который в разъярен ной, обезумевшей толпе не теряет чувства человеческого достоин ства и, рискуя жизнью, спасает ребенка и девушку. Речь Емелья на Ягоднова звучит отчетливым, «плебейским диссонансом» срав нительно с вылощенной, переполненной галлицизмами речью кня зей Галицыных. Речь Емельяна очень образна, выразительна; просторечные элементы и диалектизмы в ней характеризуют речь мастерового, недавно покинувшего деревню. Небольшой по размеру рассказ «Ходынка», и не отделанный и не законченный Толстым, поражает нас художественной силой и мастерством. 9 В. В. В и н о г р а д о в . О языке художественной литературы. М., 1959.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=