ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

7) Казаки бьют. 8) Артельщица раздавленная. 9) Полиция тоже. 10) Бросали гостинцы в народ. (Т. 38, стр. 553) 3. Затем Л. Н. Толстой приступает к работе над рассказом. Как отмечает профессор С. М. Брейтбург4, толчком к написанию тол­ стовского рассказа «Ходынка» послужили и переписка с В. Ф. Красновым, и двукратное редактирование Толстым рукописи В. Ф. Краснова. Эту работу В. Ф. Краснов опубликовал при со­ действии Л. Н. Толстого в журнале «Русское богатство» № 8 за 1910 г. Справедливо замечание С. М. Брейтбурга, что Л. Н. Тол­ стой заимствовал некоторые эпизоды из статьи В. Ф. Краснова, но творчески преобразовал их: натуралистические подробности статьи В. Ф. Краснова стали фактами типического обобщения и^ художественного создания образов у Л. Толстого. С. М. Брейт­ бург пишет, что при создании рассказа «Ходынка» Л. Н. Толстой использавол факты не из опубликованной статьи, а из рукописи, которую прислал В. Ф. Краснов Л. Н. Толстому на отзыв; статья В. Ф. Краснова появилась в печати под заглавием: «Ходынка. Рассказ не до смерти растоптанного». Рассказ «Ходынка» был написан Толстым за один день 25 февраля 1910 г., но внутренняя работа над этой темой велась великим художником задолго до этого, о чем свидетельствуют В. Булгаков, А. Гольденвейзер, Д. П. Маковицкий5. Начинается рассказ с беседы князя Павла Голицына по про­ звищу «Пижон» с его дочерью Александрой по признанному за ней прозвищу Рина. Отец не советует ей идти на коронацию вместе с дворовыми, а отправляться прямо в павильон с родными и светскими знакомыми. «Рина, красивая, сильная девушка с ха­ рактерным голицынским профилем... была или по крайней мере считала себя передовой женщиной... Теперь ей взбрела мысль, как говорил отец, идти на народное гулянье со своим кузеном не е полдень с двором, а вместе с народом, дворником и помощни­ ком кучера, которые шли из их дома и собирались выходить ра­ но утром» (т. 38, стр. 205). «Срывание всех и всяческих масок»6 отразилось и в описании ужасов Ходынки, и в ремарках Толстого. «Рина... была или по крайней мере считала себя передовой женщиной, или «теперь ей взбрела мысль, как говорил отец, идти на народное гулянье... вместе с народом». Эти ремарки показывают истинную сущность своенравной, капризной княжны, которая играет роль народницы, которая жаждет видеть картины выражения любви народа к 3 Л. Н. То л с т ой. Поли. собр. соч., т. 38. Госполитиздат, М., 1936. Все дальнейшие ссылки по этому изданию. 4 С. М. Б р ейт б у р г . К вопросу об источниках «Ходынки» по неиздан­ ным материалам. Труды Толстовского музея «Л. Н. Толстой, Юбилейный сбор­ ник», М.—Л., 1928, стр. 392—399. 5 Комментарии Б. М. Эйхенбаума. «Ходынка», Л. Н. Толстой. Полн. собр. ■соч., т. 38, стр. 552—554, Гослитиздат, 1936. 6 В. И. Л е н и н . Полн. собр. соч., т. 17, стр. 206—213. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=