ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
имела круглую, седую, мягкие белые руки, мягкое лицо, с круп ными добрыми чертами и несколько смешным вздернутым но сом...» («Дворянское гнездо»). Исследователи обычно отмечают, что Л. Н. Толстой любит напоминать, повторять, подчеркивать какую-нибудь особенность внешнего облика поведения, какую-нибудь черту своего героя. Л. Толстой как бы закрепляет «устойчивые» для данного персонажа эпитеты. Всегда приводятся в качестве примера лучистые глаза и тяжелые шаги княжны Марьи, холодный смех старого князя Болконского, античные плечи Элен, эпитеты массивный, большой по отношению к Пьеру Безухову и т. д. Известно замечание са мого писателя: «...Я как бы пристаю (подч. мною — Н. Р.) с этой художественной подробностью, пока ясно не растолкую ее»4. Употреблением двух или нескольких однородных определений, о которых шла речь, Л. Толстой добивается того же эффекта: основной признак, выраженный двумя или несколькими элемен тами одного синонимического ряда, запоминается, становится не отделимым от героя. Так, неоднократно повторяющимися и варьирующимися опре делениями подчеркивается физическое, здоровое начало Стивы Облонского: привычным бодрым шагом, полное тело, холеное те-* ло, чистый, душистый, здоровый, физически веселый. Л. Толстой неоднократно повторяет эпитеты твердый и спокойный, в разных контекстах, когда речь идет о Вронском. Благодаря этому на стойчивому напоминанию качества признака создается социаль но-психологический тип героя с его спокойным, уверенным ари стократизмом. «Вронский был невысокий, плотно сложенный брюнет, с до бродушно-красивым, чрезвычайно спокойным и твердым лицом». «Вронский посмотрел с удивлением на князя своими твердыми глазами...». «Она живо вспомнила это мужественное, твердое лицо, это благородное спокойствие». «...Он был в высшей степени светский и спокойный человек». Точно так же повторяется трехчленное сочетание с дополняю щими друг друга признаками, определяющими сущность Долохо- ва. (Уже приводимые нами эпитеты «холодный, светлый и на глый взгляд»). Пластично и зримо определяются ширококостные, красноватые руки Долохова, запомнившиеся Николаю Ростову во время карточной игры. < Толстовский эпитет — экономное и емкое средство создания художественного образа — несет в себе большую и разнообразную смысловую нагрузку, заменяя подробные описания. Не случайно, по свидетельству исследователей, изучение черновиков Л. Н. Тол стого показывает, что «значительная доля его энергии уходила на поиски нужного прилагательного, на выбор из синонимического 4 Приводится в упомянутой статье А. Ф. Ефремова. 6-15181 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=