ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

имела круглую, седую, мягкие белые руки, мягкое лицо, с круп­ ными добрыми чертами и несколько смешным вздернутым но­ сом...» («Дворянское гнездо»). Исследователи обычно отмечают, что Л. Н. Толстой любит напоминать, повторять, подчеркивать какую-нибудь особенность внешнего облика поведения, какую-нибудь черту своего героя. Л. Толстой как бы закрепляет «устойчивые» для данного персонажа эпитеты. Всегда приводятся в качестве примера лучистые глаза и тяжелые шаги княжны Марьи, холодный смех старого князя Болконского, античные плечи Элен, эпитеты массивный, большой по отношению к Пьеру Безухову и т. д. Известно замечание са­ мого писателя: «...Я как бы пристаю (подч. мною — Н. Р.) с этой художественной подробностью, пока ясно не растолкую ее»4. Употреблением двух или нескольких однородных определений, о которых шла речь, Л. Толстой добивается того же эффекта: основной признак, выраженный двумя или несколькими элемен­ тами одного синонимического ряда, запоминается, становится не­ отделимым от героя. Так, неоднократно повторяющимися и варьирующимися опре­ делениями подчеркивается физическое, здоровое начало Стивы Облонского: привычным бодрым шагом, полное тело, холеное те-* ло, чистый, душистый, здоровый, физически веселый. Л. Толстой неоднократно повторяет эпитеты твердый и спокойный, в разных контекстах, когда речь идет о Вронском. Благодаря этому на­ стойчивому напоминанию качества признака создается социаль­ но-психологический тип героя с его спокойным, уверенным ари­ стократизмом. «Вронский был невысокий, плотно сложенный брюнет, с до­ бродушно-красивым, чрезвычайно спокойным и твердым лицом». «Вронский посмотрел с удивлением на князя своими твердыми глазами...». «Она живо вспомнила это мужественное, твердое лицо, это благородное спокойствие». «...Он был в высшей степени светский и спокойный человек». Точно так же повторяется трехчленное сочетание с дополняю­ щими друг друга признаками, определяющими сущность Долохо- ва. (Уже приводимые нами эпитеты «холодный, светлый и на­ глый взгляд»). Пластично и зримо определяются ширококостные, красноватые руки Долохова, запомнившиеся Николаю Ростову во время карточной игры. < Толстовский эпитет — экономное и емкое средство создания художественного образа — несет в себе большую и разнообразную смысловую нагрузку, заменяя подробные описания. Не случайно, по свидетельству исследователей, изучение черновиков Л. Н. Тол­ стого показывает, что «значительная доля его энергии уходила на поиски нужного прилагательного, на выбор из синонимического 4 Приводится в упомянутой статье А. Ф. Ефремова. 6-15181 161

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=