ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

ЭПИТЕТЫ-ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО Художественные образы, созданные русским великим писате­ лем более столетия назад, не умирают, волнуют читателя, до сих пор и поражают «такой простотой и естественностью,. которая недостижима для какого-бы то ни было другого романиста» (Андре Моруа). Иногда говорят, что Л. Н. Толстой владел тай­ ной сочетания слов и предложений в художественной речи. На­ верное, каждый большой художник слова владеет такой «тай­ ной», которая определяет своеобразие и неповторимость его произведений и которую пытаются разгадать исследователи. В огромной литературе о Л. Н. Толстом довольно значитель­ ное место занимают работы о языке писателя, как общего харак­ тера, так и частные исследования. На основе изученных работ, а также некоторых наших наблюдений нами сделана попытка как-то определить и выделить главнейшие на наш взгляд языко­ вые приемы и черты авторского повествования, грамматические и стилистические категории, являющиеся материалом «лепки» художественного образа у Л. Н. Толстого. Несмотря на то, что в языке произведений Л. Н. Толстого, в частности, его романов, «авторская точка зрения, авторский язык,— по словам В. В. Виноградова,—-перемежаются, смешива­ ются, сталкиваются с формами внутренней речи и мысли персо­ нажен» \речь пойдет именно об «авторской точке зрения» в опи­ сании героев. 1. : . 1 \ Акад. В. В. Виноградов считал, что в языке Л. Н. Толстого «трудно заметить приоритет каких-либо грамматических катего­ рий слов или пристрастие к определенным частям речи, вроде глагола, как в прозе Пушкина, или прилагательных или наречий, как у Тургенева...»2. Н. П. РУДНЕВА 1 В. В. В и н о г р а д о в . Пушкин и русский литературный язык X IX века. Сб. Пушкин— родоначальник новой русской литературы. АН СССР, М.—Л., ■941. стр. 598. 2 В. В. В и н о г р а д о в . О языке Л. Н. Толстого. Литературное наследство. 1939, № 35-36. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=