ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК Л. Н. ТОЛСТОГО В СРАВНЕНИИ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ Сказка как произведение устного народного творчества — один из древнейших видов массовой коммуникации, наряду с такими произведениями как заговоры, былины, песни, предания. Массо вая коммуникация осуществляется при отсутствии обратной свя зи, т. е. в таких условиях, когда информатор не может изменять свое сообщение в зависимости от реакции информанта. Это об стоятельство приводит к созданию полного стиля речи; так как речь идет о произведениях устного народного творчества, кото рые существовали задолго до возникновения письменности, то, следовательно, речь идет о создании полного стиля устной речи или «максимально членораздельного варианта»1 устной речи. Произведения устного народного творчества отличаются от всех остальных видов массовой коммуникации тем, что их творцами является не один определенный информатор, а некоторое неопре деленное множество информаторов, каждый из которых вносит определенные изменения в текст сообщения. Необходимость пе редачи сообщения в условиях отсутствия письменности на рас стояние (во времени и пространстве) приводит к тому, что текст произведения максимально стереотипизируется. Стереотипизация текста необходима еще и для того, чтобы сохранять каноничность текста, что способствовало бы оптимальности коммуникации не зависимо от личных качеств «исполнителей» текста. Стереотипи зация текста приводит к развитию постоянной компоненты, кото рая, собственно говоря, и является стилистической характеристи кой сказки. Прежде всего, постоянная компонента сказки харак теризуется наличием различных мнемонических средств, которые позволяют сохранить в определенной степени неизменным текст произведения, что необходимо прежде всего для-того, чтобы каж дый, передающий текст сказки, независимо от своих способно стей к творчеству, мог успешно осуществлять акт коммуникации, т. е. максимально управлять информантом. К такого рода мнемо ническим средствам относятся различного рода традиционные (инициальные, медиальные и финальные) формулы; различного Р°да рифмованные сочетания (особенно часто встречающиеся в сложных по композиции и больших по объему сказках); ритми ческое построение фразы; предложения с трехкомпонентной И. Г. ВАСИЛЬЕВА 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=