ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

цены спотыкающийся разговор, щеголяющий голос, статуеобраз­ ная княжна, равнодушные руки и др. В создании художественных образов в «Метели» важна роль атрибутивных сочетаний слов с различными существительными: светлый— со словами листва и мгла: светлую листву (243), в светлой мгле (239), снежный— с «туман» и «пыль»: в снежном тумане (254), снежную пыль (254) и др. Как правило, одно из сочетаний является нейтральным, а другое — стилистически окра­ шенным (маркированным): снежную пыль — нейтральным, снеж­ ныйтуман — маркированным. Очень часто нейтральное определение может сочетаться с мар­ кированным: несносный колеблющийся снег (242)— первое опре­ деление является маркированным, а второе — нейтральным, хрип­ лым дребезжащим голосом (234)— первое — нейтральное, вто­ рое — маркированное. Итак, в двухчленных определениях стилистически нейтральное определение сочетается со стилистически окрашенным. Отличительная особенность произведений Л. Н. Толстого — умелое использование цветовой гаммы. Как для раннего, так и лля позднего периода творчества (ср. рассказ «После бала») типично противопоставление белых и черных тонов. Эта чер­ та отмечена и в рассказе «Метель». С одной стороны: ме­ ня поразил... яркий свет, освещавший белую равнину (238), видны были белые косые линии падающего снега (238), мы ехали по белой пустыне (240) и др. С другой: черное низкое небо вдруг исчезло (238), голова коренной с черной гривой (241), небо казалось чрезвычайно низким и черным (231), черная фи­ гура с кнутиком (235), черную длинную двигавшуюся полосу (237) и др. И в данном случае видим явления метафоризации. Так, при характеристике донской степи употреблены синонимичные слово­ сочетания: белая равнина (238), белая пустыня (240), белое про­ странство (251). Дорога, занесенная снегом, рисуется как «белая высокая стена» (241), длинный белый коридор (252) и т. д. На бело-черном фоне появляется почти вся цветовая гамма. В опи­ сание «Метели» вводятся картины сновидения, где также введены цветовые определения: гляжу сквозь красные колючие стволы ши­ повника на черную... землю и на просвечивающее ярко-голубое зеркало пруда (242). Здесь же появляются желтокрылые бабоч­ ки (243) и лиловый зонтик тетушки (246). Причем сложные при­ лагательные употребляются в рассказе «Метель» очень редко: красно-оранжевые косые полосы (255), Наряду: оранжевые, крас­ новатые полосы (257). Цветовые прилагательные употреблены и в описании портрета. Л. Н. Толстой— непревзойденный мастер портретной харак­ теристики. Об этом писал акад. В. В. Виноградов в статье «О языке Толстого (50—60 годы)»: «Во многих ситуациях повество­ ватель фиксирует внимание на внешних приметах персонажей, на 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=