ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

В некоторых случаях голос автора не прерывает внутренних монологов героев, а самостоятельно начинает анализ. Так, XXIII глава седьмой части романа начинается так: «Для того, чтобы предпринять что-нибудь в семейной жизни, необходимы или со­ вершенный раздор между супругами, или любовное согласие. Когда же отношения супругов неопределенны и нет ни того, ни другого, никакое дело не может быть предпринято. Многие семьи по годам остаются на старых местах, постылых обоим супругам, только потому, что нет ни полного раздора, ни согласия» (стр. 322). Это голос автора. (Он звучит так же, как в самом начале романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга»...) Затем «голос автора» переходит к анализу взаимоотно­ шений Анны и Вронского, приобщая его к высказанным ранее наблюдениям — сентенциям. И тут к нему постепенно присоеди­ няются голоса Анны и Вронского, а затем «голос автора» вытес­ няется голосом Анны (стр. 323). Таким образом, голос автора хоть и редко, но звучит на стра­ ницах романа, играя важную роль в проведении, психологиче­ ского анализа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=