ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

(стр. Ю4—9). И это сравнение мог сделать только автор, а не Вронский. Но во всех этих трех примерах есть указания на то, что раз­ вернутые сравнения принадлежат не только автору, но и героям.' Стиль же и характер сравнений тот же, что и во вставках, бес­ спорно принадлежащих «голосу автора», поэтому мы и воспри­ нимаем их как вставки «от автора»; сравнения же, используемые в речи героев романа, являются, как правило, не художественны­ ми тропами, а общеязыковыми сравнениями, уже лишенными об­ разности, хотя J1. Толстой нередко возвращал им былую све­ жесть, напр.:... «Я непростительно счастлива... Со мной случилось что-то волшебное, как сон, когда сделается страшно, жутко, и вдруг проснешься и чувствуешь, что всех этих страхов нет» (стр. 192— 199); «Я знаю его, я знаю, что он, как рыба в воде, плавает и наслаждается во лжи» (стр. 312); «Ни я, ни вы не смотрели на наши отношения как на игрушку, а теперь наша судьба решена» (стр. 200). Авторские вставки во внутренних монологах героев могут иметь и другие приметы. Автор может прямо сказать свое резкое суждение о мыслях героя. Передавая ход размышлений Каренина о том, как «наилучшим, наиприличнейшим, удобнейшим для себя и потому справедливейшим образом отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и о том, что он никогда не видел ничего смешного в обманутых мужьях, автор от себя добавляет: «хотя это и была неправда и он никогда не со­ чувствовал неучастиям этого рода, а тем выше ценил себя, чем чаще -были примеры жен, изменяющих своим мужьям» (стр. 297). В конце же монолога Каренина автор опять «срывает маску» с его мыслей о себе, показывая, что даже наедине с самим собой он был неискренним, старался казаться себе лучше, чем был на самом деле: «Чувство ревности, которое мучало его во время неизвестно­ сти, прошло в ту минуту, когда ему с болью был выдернут зуб словами жены. Но чувство это заменилось другим: желанием, чтоб она не только не торжествовала, но получила возмездие за свое преступление. Он не признавал этого чувства, но в глубине души ему хотелось, чтобы она пострадала за нарушение его спо­ койствия и чести». В конце этой вставки к голосу автора присоединяется голос Каренина (подчеркнуто). В этот же монолог автор вставляет и Другие реплики, оформляя их то как вставное предложение (в чем самому себе он не признавался», стр. 300), то как вводное пред­ ложение («как ему казалось»). Вставное предложение, являющееся авторской репликой, на­ ходим и на 304 стр. («Много людей кормилось этим делом»...). Оно «срывает маску» с дела орошения полей Зарайской губерйии (обдумыванием этого дела завершились размышления Каренина о неверной жене). 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=