ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

чувство, подобное чувству мореплавателя, видящего по компасу, что направление, по которому он быстро движется, далеко рас­ ходится с надлежащим, но что остановить движение не в его си­ лах, что каждая минута удаляет его больше и больше от долж­ ного направления и что признаться себе в отступлении — все рав­ но, что признаться в погибели. Ребенок этот с своим наивным взглядом на жизнь был ком­ пас, который показывал им степень отклонения от того, что они знали, но не хотели знать» (198 стр.). Отдельные авторские вставки начинается с подробного описа­ ния образа сравнения— с авторского обобщения, а затем уже разъясняется смысл «иносказания или говорится о том, что подоб­ ное уже испытывал тот или иной герой: «Можно просидеть несколько часов, поджав ноги в одном и том же положении, если знаешь, что ничто не помешает переме­ нить положение; но если человек знает, что он должен сидеть так с поджатыми ногами, то сделаются судороги, ноги будут дер­ гаться и тискаться в то место, куда бы он хотел вытя­ нуть их. Это самое испытывал Вронский относительно света» (стр. 104—9). В некоторых авторских вставках развернутые сравнения оформлены как сравнительные сложноподчиненные предложения или ряд таких предложений: «Она не понимала и того, что эта нынешняя особенная слово­ охотливость Алексея Александровича, так раздражавшая ее, была только выражением его внутренней тревоги и беспокойства. Как убившийся ребенок, прыгая, приводит в движение свои мускулы, чтобы, заглушить боль, так для Алексея Александровича было необходимо умственное движение, чтобы заглушить те мысли о жене, которые в ее присутствии и в присутствии Вронского и при постоянном повторении его имени требовали к себе внимания. /1 как ребенку естественно прыгать, так и ему было естественно хорошо и умно говорить» (стр. 221). ч Есть и относительно лаконичные развернутые сравнения в ро­ мане: «Он смотрел на нее, как смотрит человек на сорванный им и завядший цветок, в котором он с трудом узнает красоту, за .ко­ торую он сорвал и погубил его» (стр. 381); «Так по крайней ме­ ре казалось Вронскому, как кажется человеку с больным паль­ цем, что он, как нарочно, обо все задевает этим самым больным пальцем» (стр. 106—9). Во многих авторских ёставках развернутые сравнения включают и свой состав сложноподчиненные или простые предложения с оборотами: чувства человека, который... испытывал чувство, по­ добное тому...» и др.: «Он испытывал чувство человека, выдернувшего дол­ го болевший зуб. После страшной боли и ощущения чего-то огромного, больше самой головы, вытягиваемого из че­ 143

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=