ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Ю. Т. ЛИСТРОВА НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ИНДИВИДУАЛЬНО­ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СТИЛЕМ Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» Роману «Анна Каренина», его художественному своеобразию посвящён целый ряд интересных статей, монографий, но это за­ мечательное произведение еще не привлекло к себе большого вни­ мания исследователей. Особенно мало изучен язык романа ', что в известной мере можно объяснить сложностью самого объекта исследования, многозначностью и многоплановостью элементов языковой ткани романа. Цель настоящего доклада — обратить внимание на некоторые языковые особенности тех страниц романа, которые непосредст­ венно посвящены раскрытию «диалектики души» героев. Иссле­ дователи «Анны Карениной» одной из замечательнейших особен­ ностей романа считают полифонизм музыки этого произведения, в котором слышен каждый голос. Однако не менее важен в этой многоголосице голос самого автора, он не всегда сливается с го­ лосами героев романа, есть страницы, где он звучит и самостоя­ тельно. Это происходит тогда, когда герой или не может до конца что-то понять в себе или не совсем искренен, и J1. Толстой своей репликой как бы помогает ему углубить самоанализ или показы­ вает его ошибочность, раскрывая истинную причину поступка. «Голос автора» — стержень, на котором держится весь много­ плановый психологический анализ в романе. В своих репликах автор старается быть беспристрастным как высший судья, однако авторские вставки все-таки неодинаковы, как неодинаковы и дви­ жения души героев, они — ключ к пониманию авторской позиции в романе. При всём своём различии, вставки от автора во внутренних монологах героев объединены некоторыми общими чертами. Для них характерен и тот «полный синтаксической напряженности и семантического лаконизма и энергии своеобразный логизованный стиль» литературно-книжного языка, который отмечал у некото- 1 Нам известны некоторые работы, где анализируются особенности индиви­ дуально-художественного стиля «Анны Карениной»: Э. Г. Б а б а е в . Средства образной речи в романе «Анна Каренина», сб. «Л. Н. Толстой», Горький, 1960; Н. А. А н д р а м о н о в а . «Синтаксическая структура внутренних монологов произведений Л. Н. Толстого». Казань, 1965; см. также отдельные работы, на­ званные выше. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=