ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
в сцене его смерти. Даже умирая, он полон дум и забот о земле и скотине. С этим связаны все его предсмертные распоряжения. «О-ох, сожгло сердце всё,— стонет он.— Тяжко мне... Хоть бы смерть. ...Микита, а Микита, подь-ка сюда... Так ты того, о-ох!... картошки повытаскивай, бабы... о!... переберут. А то, о-ох! ...са жать время придет, они попрели... Ох, мочи нет!» Эти прозаические наставления в предсмертные минуты, на фоне сплошного стона производят ошеломляющее впечатление, кажутся невероятными. Какое доскональное знание психики кре стьянина нужно для того, чтобы отважиться написать их. Перед смертью Петра особенно мучит сознание того, что не на кого оставить с такой любовью и таким трудом созданное им хозяйство. На слова Матрены, матери Никиты, о том, что «коли деньги или что, приказать можно», он отвечает так: «Приказать некому!... Необстоятельна баба, глупостями занимается... Девка дурковата, да и млада. Дом собирал, а обдумать некому». Не менее колоритна и речь Никиты, который проходит через все действия пьесы и характер которого подвергается большим испытаниям и ломке. Бесхарактерный и беспутный малый внача ле, к концу пьесы он приобретает спокойное мужество и уверен ность в своих поступках. Став на путь разврата и преступлений, Никита всё же находит в себе силы свернуть с него на честную дорогу в жизни. В его сознании как бы происходит переоценка ценностей, он в состоянии теперь разобраться в людях и дать им правильную оценку. Эволюция его характера проявляется в изменении самой манеры говорить и держаться с людьми. Как непохож его грубый разговор с Мариной в начале пьесы на печальный, искренний и грустный— в конце. Если вначале он называет её бестолковой и не надобной ему, то совсем иначе обращается он к ней в конце пьесы: «Марина! Друг любезный! Маринушка!». Вначале Ники та держится с отцом запанибрата и смотрит на него свысока, да же куражится перед ним: «Это ты к чему? С пьяным речь не бе седа? Да ты не сумлевайся... А я всё могу, положительно все де ла исправить могу... Деньги, вот они. Бери на лошадь. Бери на лошадь, я родителя не могу забыть. Обязательно не оставлю. Потому родитель. На, бери. Очень просто. Не жалею». Совсем иное дело в конце пьесы, когда он кланяется отцу в ноги и гово рит: «Батюшка родимый, прости и ты меня, окаянного! Говорил ты мне спервоначала, как я этой блудной скверной занялся, го ворил ты мне: «Коготок увяз, и всей птичке пропасть», не послу шал si, пёс, твоего слова, и вышло по-твоему. Прости меня, Хри ста ради». Если раньше он говорил Анисье, что она у него одна в душе, называл её даже братцем, если раньше свою мать он называл не иначе, как матушка, то потом, когда обе они толкнут его на преступление и станут глубоко ему ненавистны, он не найдет Для них других слов, кроме бранных: «Уйди ты! Убью тебя! У, 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=