ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
бы его язык, сделало бы его псевдонародным. И всё же обрядо- Бые причитания иногда встречаются в пьесе, например, в сцене смерти Петра, когда Анисья начинает голосить: «О-о-о, и на ко- го-о-о и оставил и о-о-о... и на кого-о-о по-ки-и-нул о-о-о вдовой горемычной.., век вековать, закрыл ясны очи...». Однако сами фольклорные элементы охотно и часто исполь зуются Толстым. Они проявляются в речи разных перс.онажей в виде ярких сравнений и характерных для устного народного творчества повторов. Больше всего это заметно в речи Никиты: «Матушка родимая, не могу я больше... Матушка родимая, пожа лей ты меня! Эх, кабы, знала ты да ведала! Скучно мне, Марина, так скучно, не глядели бы мои глаза!.. А то, что в еде не заем, в питье не запью, во сне не заоплю. Ах, тошно мне, так тошно!.. Опостылело мне всё моё житьё. Сам себе опостылел... Ах! Рассту пись, мать сыра земля!.. Эта мне Анисья — полынь горькая.., как худая трава, ноги оплела... А вот взял бы верёвку, вот эту, да на перемете вот на этом перекинул бы. Да петлю расправил бы хо рошенько, да влез на перемёт, да головой туда. Вот она моя жизнь какая!» Сравнения, эпитеты и повторы фольклорного характера встре чаются и в речи других действующих лиц: «А я что и видела, не видала, что и слышала, не слыхала... Чего надо, то вижу, а чего не надо, того знать не знаю, ведать не ведаю» (Матрена); «Я, как ястреб над ним стерегу!.. Расфуфырилась, раздулась, как пу зырь на воде» (Анисья); «Батя, говорит, пьяный-распьяный» (Анютка); «Бог простит, дитятко родимое. Себя не пожалел, он тебя пожалеет» (Аким); «А все, как кроты слепые,— ничего не знаете... Все, как звери лесные. Так, как щенята слепые, полза ют, головами в навоз тычутся...» (Митрич). О языке народных героев Л. Н. Толстого можно сказать сло вами Чехова: «Мы-ста» и «шешнадцать» сильно портят прекрас ный разговорный язык. Насколько я могу судить по Гоголю и Толстому, правильность не отнимает у речи ее народного духа»6. Но язык народных героев не может быть и подменён обычной литературной речью. На примере пьесы «Власть тьмы» мы ви дим, какой художественной плавке подвергалась живая крестьян ская речь до того, как она звучала на сцене. Пьесы Л. Н. Толстого отличаются проникновением в психоло гию крестьянина, правдивым изображением крестьянского быта, многих тяжелых и темных сторон их жизни, разоблачением поро ков современного ему буржуазно-помещичьего строя. По словам В. И. Ленина, «...острая ломка всех старых «устоев» старой России» обострила его внимание, углубила его 6 А. П. Ч е х о в . Поли, с'обр. соч., т. 15, М., 1949, стр. 352. 7 В. И. Л е н и н . Л. Н. Толстой и современное рабочее движение. Поли, собр. соч., т. 20, стр. 39—40. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=