ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

бы его язык, сделало бы его псевдонародным. И всё же обрядо- Бые причитания иногда встречаются в пьесе, например, в сцене смерти Петра, когда Анисья начинает голосить: «О-о-о, и на ко- го-о-о и оставил и о-о-о... и на кого-о-о по-ки-и-нул о-о-о вдовой горемычной.., век вековать, закрыл ясны очи...». Однако сами фольклорные элементы охотно и часто исполь­ зуются Толстым. Они проявляются в речи разных перс.онажей в виде ярких сравнений и характерных для устного народного творчества повторов. Больше всего это заметно в речи Никиты: «Матушка родимая, не могу я больше... Матушка родимая, пожа­ лей ты меня! Эх, кабы, знала ты да ведала! Скучно мне, Марина, так скучно, не глядели бы мои глаза!.. А то, что в еде не заем, в питье не запью, во сне не заоплю. Ах, тошно мне, так тошно!.. Опостылело мне всё моё житьё. Сам себе опостылел... Ах! Рассту­ пись, мать сыра земля!.. Эта мне Анисья — полынь горькая.., как худая трава, ноги оплела... А вот взял бы верёвку, вот эту, да на перемете вот на этом перекинул бы. Да петлю расправил бы хо­ рошенько, да влез на перемёт, да головой туда. Вот она моя жизнь какая!» Сравнения, эпитеты и повторы фольклорного характера встре­ чаются и в речи других действующих лиц: «А я что и видела, не видала, что и слышала, не слыхала... Чего надо, то вижу, а чего не надо, того знать не знаю, ведать не ведаю» (Матрена); «Я, как ястреб над ним стерегу!.. Расфуфырилась, раздулась, как пу­ зырь на воде» (Анисья); «Батя, говорит, пьяный-распьяный» (Анютка); «Бог простит, дитятко родимое. Себя не пожалел, он тебя пожалеет» (Аким); «А все, как кроты слепые,— ничего не знаете... Все, как звери лесные. Так, как щенята слепые, полза­ ют, головами в навоз тычутся...» (Митрич). О языке народных героев Л. Н. Толстого можно сказать сло­ вами Чехова: «Мы-ста» и «шешнадцать» сильно портят прекрас­ ный разговорный язык. Насколько я могу судить по Гоголю и Толстому, правильность не отнимает у речи ее народного духа»6. Но язык народных героев не может быть и подменён обычной литературной речью. На примере пьесы «Власть тьмы» мы ви­ дим, какой художественной плавке подвергалась живая крестьян­ ская речь до того, как она звучала на сцене. Пьесы Л. Н. Толстого отличаются проникновением в психоло­ гию крестьянина, правдивым изображением крестьянского быта, многих тяжелых и темных сторон их жизни, разоблачением поро­ ков современного ему буржуазно-помещичьего строя. По словам В. И. Ленина, «...острая ломка всех старых «устоев» старой России» обострила его внимание, углубила его 6 А. П. Ч е х о в . Поли, с'обр. соч., т. 15, М., 1949, стр. 352. 7 В. И. Л е н и н . Л. Н. Толстой и современное рабочее движение. Поли, собр. соч., т. 20, стр. 39—40. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=