ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

характеризующих этот пласт, и отметим из числа многих следую­ щие: 1. Строгое соответствие словесного материала изображае­ мому, то, что JI. Леонов назвал «поразительной точностью тол­ стовского мышления» и «подгонкой к нему толстовского языка»2. Один из примеров — описание военного лагеря в Новомлинской станице. Впечатление лапидарности и вместе с тем объемности, многоплановости картины усиливается анафорическим построе­ нием текста: «Тут были зеленые ящики, выстроенные во фрунт. Тут были артельные повозки и лошади. Тут были котлы, в кото­ рых варилась каша. Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Ми­ хайлович, фельдфебель» (X). 2. Наличие архаизмов в формах слов и в их сочетаниях: пле­ ча ( V I I I )— пережиток двойственного числа (в гл. XXX — плечи); в десять пуд, (XIV) вместо пудов и др. Сюда мы относим слово­ форму вплоть, употребленную в качестве знаменательного слова: «дядя Брошка вплоть подошел к нему» (IX). Часовой казак, а не часовой, где отсутствует эллиптическое сокращение словосоче­ тания, нам представляется также архаизмом. Подобные словосо­ четания разных морфологических классов довольно обычны в ли­ тературном языке XV II—XV III вв. и в устной народной поэзии3. Бесспорно архаическим представляется сочетание глагола одоб­ рить с одушевленным существительным: «Ванюша одобрил Белецкого, сказав, что это настоящий ба­ рин» (XX III). Ср.: «...а воевода де Ядринский жив, потому что де ево миром одобрили»4. В тексте повести находим описательные построения, которые являются прототипами хорошо известных в современной речи фразеологических единиц, например, 'на пушечный выстрел — вы­ ражение, которое в нашей речи выступает как средство гипербо­ лизации и обладает минимальной сочетаемостью. У Л. Н. Тол­ стого оно используется как свободное словосочетание в прямом значении и лишено экспрессивных оттенков: «От станицы до станицы идет дорога, прорубленная в лесу на пушечный выстрел» (IV). Таким образом, вся совокупность архаизмов (грамматических, лексических и семантических) создает у читателя впечатление первозданности языка, и это впечатление гармонирует с тем, ко­ торое производит изображенный художником мир на далекой окраине России. 3. Индивидуальное своеобразие авторского словоупотребления можно рассмотреть как третью особенность функционирования 2 Л. Л е о н о в . Слово о Толстом (1960). 3 Ср. тужить сердцем («Пов. о Савве Грудцыне»), преставиться ко господу («Пов. об Отрочь мои.»), столовая комната (Карамз., «Письма», I, стр. 196), на великих на радостях (Ист. песни XV II в., стр. 50). 4 Крестьянская война под предводительством Степана Разина, II. АН СССР, М., 1957, стр. 198. Ниже ссылки на это издание приведены сокращенно с ука­ занием тома, номера документа и страницы. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=