ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

зазвенеть, звук и др.), но эти слова включаются в такие связи и сцепления, в которых раздвигается смысловая ориентация озна­ чающего и внимание читателя фиксируется на том особенном что тем или иным образом оказывает воздействие на органы чувств непосредственных участников изображаемого явления. Так, слово звук в значении «ощущение, вызываемое механическими колебаниями» может сочетаться с зависимым существительным (звук полёта, звук разрыва) и тем самым воссоздавать живопис­ ное представление сочувственно воспринимаемом почерке орудий войны. Разрушительное средство изображается как нечто слыши­ мое (жужжащее, шуршащее, грохочущее, рвущееся), и это уси­ ливается изобразительными свойствами подключаемого существи­ тельного (полёт, разрыв); при таком употреблении предметно-ло- хическая содержательность слова звук переводится в сферу фан­ тазии, в область домысла; в словосочетании возникает образно­ характеристическое, опирающееся на суммарность смысла сцеп­ ляемых слов. Изображаемое как бы подается в плане восприя­ тия на слух; при этом оно подвергается детализации, фиксирую­ щей кажимостные признаки явления действительности, например: «Пехотный офицер, я, Максимов, один за другим, приложи­ лись к прицелу и все подали свои разнообразные мнения. — Ей-богу, перенесет,— заметил Веленчук, пощелкивая язы­ ком, несмотря на то, что он только смотрел чрез плечо Антонова и поэтому не имел никакого основания предполагать это.— Е-е-ей-богу, перенесет, прямо в ту дерево попанет, братцы мои! — Второе! — скомандовал я. Прислуга расступилась. Антонов отбежал в сторону, чтобы видеть полёт снаряда, трубка вспыхнула, и зазвенела медь. В то же мгновение нас обдало пороховым дымом, и из поразительного гула выстрела отделился металлический жужжащий, с быстро­ тою молнии удалявшийся звук полёта, посреди всеобщего мол­ чания замерший в отдалении. Немного позади группы верховых показался белый дымок, та­ тары расскакались в разные стороны, и до нас долетел звук раз­ рыва» (Л. Н. Толстой . Избр. повести и рассказы, т. I, ОГИЗ, М., 1946, стр. 15. В дальнейшем в скобках будет указываться страница этого издания). Подчеркиваются характерные звуковые эффекты, сопровож­ дающие перемещение войска; для этого подбираются слова, спо­ собные дать яркое представление о «голосе» того или иного сред­ ства, боевого снаряжения войск: «— Извольте вставать,— повторил Дмитрий, безжалостно рас­ качивая меня за плечо.— Пехота выступает.— Я вдруг вспомнил действительность, вздрогнул и вскочил на ноги... Было темно, ту­ манно и холодно. Ночные костры, светившиеся там и сям по ла­ герю, освещая фигуры сонных солдат, расположившихся около них, увеличивали темноту своим неярким багровым светом. Вбли­ зи слышался равномерный, спокойный храп, вдали движение, 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=