ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
зазвенеть, звук и др.), но эти слова включаются в такие связи и сцепления, в которых раздвигается смысловая ориентация озна чающего и внимание читателя фиксируется на том особенном что тем или иным образом оказывает воздействие на органы чувств непосредственных участников изображаемого явления. Так, слово звук в значении «ощущение, вызываемое механическими колебаниями» может сочетаться с зависимым существительным (звук полёта, звук разрыва) и тем самым воссоздавать живопис ное представление сочувственно воспринимаемом почерке орудий войны. Разрушительное средство изображается как нечто слыши мое (жужжащее, шуршащее, грохочущее, рвущееся), и это уси ливается изобразительными свойствами подключаемого существи тельного (полёт, разрыв); при таком употреблении предметно-ло- хическая содержательность слова звук переводится в сферу фан тазии, в область домысла; в словосочетании возникает образно характеристическое, опирающееся на суммарность смысла сцеп ляемых слов. Изображаемое как бы подается в плане восприя тия на слух; при этом оно подвергается детализации, фиксирую щей кажимостные признаки явления действительности, например: «Пехотный офицер, я, Максимов, один за другим, приложи лись к прицелу и все подали свои разнообразные мнения. — Ей-богу, перенесет,— заметил Веленчук, пощелкивая язы ком, несмотря на то, что он только смотрел чрез плечо Антонова и поэтому не имел никакого основания предполагать это.— Е-е-ей-богу, перенесет, прямо в ту дерево попанет, братцы мои! — Второе! — скомандовал я. Прислуга расступилась. Антонов отбежал в сторону, чтобы видеть полёт снаряда, трубка вспыхнула, и зазвенела медь. В то же мгновение нас обдало пороховым дымом, и из поразительного гула выстрела отделился металлический жужжащий, с быстро тою молнии удалявшийся звук полёта, посреди всеобщего мол чания замерший в отдалении. Немного позади группы верховых показался белый дымок, та тары расскакались в разные стороны, и до нас долетел звук раз рыва» (Л. Н. Толстой . Избр. повести и рассказы, т. I, ОГИЗ, М., 1946, стр. 15. В дальнейшем в скобках будет указываться страница этого издания). Подчеркиваются характерные звуковые эффекты, сопровож дающие перемещение войска; для этого подбираются слова, спо собные дать яркое представление о «голосе» того или иного сред ства, боевого снаряжения войск: «— Извольте вставать,— повторил Дмитрий, безжалостно рас качивая меня за плечо.— Пехота выступает.— Я вдруг вспомнил действительность, вздрогнул и вскочил на ноги... Было темно, ту манно и холодно. Ночные костры, светившиеся там и сям по ла герю, освещая фигуры сонных солдат, расположившихся около них, увеличивали темноту своим неярким багровым светом. Вбли зи слышался равномерный, спокойный храп, вдали движение, 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=