ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Поскольку трансформация языковых средств в художествен­ ном произведении представляет собой момент развития словесно­ го образа, в тексте произведения должны быть элементы, с ко­ торыми эти средства соотносятся. В повести Л. Толстого они соот­ носятся с названием — «Кавказский пленник», где «пленник» — зто человек, захваченный во время военных действий противником и лишенный свободы. Далее, они соотносятся с экспозицией по­ вести: «На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости — татары или убьют, или уведут в горы». Здесь определен один из мотивов повести и намечен характер -будущей трансформации словесного образа Жилина. Далее, в тексте первой главы при изображении событий, предшествующих пленению, употребляются языковые средства, выражающие такое стечение обстоятельств, при которых свобода действий Жилина уже ограничена: «Жилин видит — дело плохо... Пустил он лошадь назад, к сол­ датам— думал уйти. Видит, ему наперерез катят шестеро... Стал он окарачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась ло- щадь, не удержит, прямо на них летит... Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рва­ нулся он, скинул с тебя татар,— да еще соскочили с конейтрое». Соотношение с языковыми средствами, участвующими в транс­ формации, прослеживается во всех других главах повести. В главе второй, например: «Только понял Жилин, что велят идти куда-то». «Вскочил черный, велел посадить Жилина в сторонке» «Тебя, говорит, взял Кази-Мугамед... и отдал тебя Абдул-Мурату... Абдул-Мурат те­ перь твой хозяин... он тебе велит домой письмо писать, чтоб за тебя выкуп прислали». «Взял» — здесь означает: завладел; «хо­ зяин»— значит: владелец кого-то, а «велит» — приказывает. В главе третьей: «Пришел старик к хозяину жаловаться. Позвал хозяин Жилина». В четвертой: «Вот он выбрал время, когда хо­ зяин уехал». В пятой: «Подошел хозяин к Жилину, стал ему говорить». В шестой: «Увидел хозяин, пригрозил убить» и т. п. Таким образом, языковые средства, выражающие состояние плена, и контрастные им средства, которые выражают состояние свободы, являются одним из элементов словесного образа Жи­ лина. Они соотносятся также с языковыми средствами, которыми изображен другой персонаж повести — Костылин. Есть общие элементы в словесных образах этих персонажей. В экспозиции повести: «И поехали они вперед. Едут степью, разговаривают да по­ глядывают по сторонам». После пленения: «Костылин рассказал, что лошадь под ним стала и ружье осеклось, и что этот самый 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=