ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

Признано, что специфическими элементами стиля художест­ венного произведения являются словесные образы. Для понима­ ния сущности словесного образа представляется важным обра­ тить внимание на следующий его признак. Материалом словес- но-художественного творчества является язык, который, по опре­ делению классиков марксизма, представляет собой практическое, действительное сознание6. В языке закрепляются результаты поз­ нания людей, т. е. отражение действительности в их сознании, их опыт, уровень понимания тех или иных явлений, обусловлен­ ное этим отношение к явлениям. Из этого следует, что изобразить человека в произведении словесного искусства, найти соответст­ вующий ему словесный образ — значит найти в языке те сред­ ства, в которых отразился данный уровень человеческого соз­ нания. Важным для изучения стиля художественного произведения является понятие трансформации словесного образа. Эта транс­ формация определяется внеязыковыми факторами — изменением миропонимания, поведения или состояния действующего лица. "Трансформация словесного образа происходит обычно в кульми­ национной ' точке произведения или его части. Установить место трансформации — значит схватить момент развития словесного образа. Здесь находится узел, отправляясь от которого можно проследить, как разнородные языковые средства объединяются в единое, гармоническое целое. И Кульминацией первой главы повести «Кавказский пленник» является момент пленения Жилина: «Схватили его татары,... закрутили ему руки за спину,... пово­ локли к седлу». Здесь происходит трансформация словесного образа Жилина. Она сводится к тому, что языковые средства, выражающие со­ стояние свободы, которыми изображен Жилин в начале повести, здесь заменены контрастными языковыми средствами, выражаю­ щими состояние плена, т. е. такого положения, когда человек ли­ шен свободы. Состояние свободы выражалось в повести предложениями, в которых Жилин выступал как субъект действия: «Прошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с това­ рищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на проща­ нье и собрался ехать». Или: «Выехал Жилин вперед, остановил­ ся и ждет, пока подойдет обоз». В кульминации первой главы новое для Жилина состояние плена выражается языковыми средствами, в которых он являет­ ся объектом действия. 6 См.: К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Немецкая идеология. Соч., т. 3, стр. 29. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=