ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
Признано, что специфическими элементами стиля художест венного произведения являются словесные образы. Для понима ния сущности словесного образа представляется важным обра тить внимание на следующий его признак. Материалом словес- но-художественного творчества является язык, который, по опре делению классиков марксизма, представляет собой практическое, действительное сознание6. В языке закрепляются результаты поз нания людей, т. е. отражение действительности в их сознании, их опыт, уровень понимания тех или иных явлений, обусловлен ное этим отношение к явлениям. Из этого следует, что изобразить человека в произведении словесного искусства, найти соответст вующий ему словесный образ — значит найти в языке те сред ства, в которых отразился данный уровень человеческого соз нания. Важным для изучения стиля художественного произведения является понятие трансформации словесного образа. Эта транс формация определяется внеязыковыми факторами — изменением миропонимания, поведения или состояния действующего лица. "Трансформация словесного образа происходит обычно в кульми национной ' точке произведения или его части. Установить место трансформации — значит схватить момент развития словесного образа. Здесь находится узел, отправляясь от которого можно проследить, как разнородные языковые средства объединяются в единое, гармоническое целое. И Кульминацией первой главы повести «Кавказский пленник» является момент пленения Жилина: «Схватили его татары,... закрутили ему руки за спину,... пово локли к седлу». Здесь происходит трансформация словесного образа Жилина. Она сводится к тому, что языковые средства, выражающие со стояние свободы, которыми изображен Жилин в начале повести, здесь заменены контрастными языковыми средствами, выражаю щими состояние плена, т. е. такого положения, когда человек ли шен свободы. Состояние свободы выражалось в повести предложениями, в которых Жилин выступал как субъект действия: «Прошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с това рищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на проща нье и собрался ехать». Или: «Выехал Жилин вперед, остановил ся и ждет, пока подойдет обоз». В кульминации первой главы новое для Жилина состояние плена выражается языковыми средствами, в которых он являет ся объектом действия. 6 См.: К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Немецкая идеология. Соч., т. 3, стр. 29. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=