ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

разности для изучения стиля художественного произведения на­ писано много3. Нуждается, на наш взгляд, в более углубленной разработке и положение А. Пешковского «о неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». Здесь указано на один признак словесной образности — моти­ вированность. Но мотивированность языковых средств характер­ на не только для художественного, а и любого другого литера­ турного произведения. Если учесть, что в цитированном опреде­ лении речь идет о мотивированности «в художественных целях», то возникает вопрос, какое содержание вкладывается в это по­ нятие, чем отличается такого рода мотивированность от мотиви­ рованности языковых средств в нехудожественных литературных произведениях. В последние годы не раз отмечалось, что неясность исходных теоретических положений, неопределенность научных понятий, которые используются в стилистических работах, является одной из главных причин того, что анализ стиля художественного про­ изведения остается до сих пор мало освоенной областью лингви­ стического исследования. Нельзя не согласиться с В. Виноградо­ вым, что многие работы, посвященные стилю, отличаются «сбив­ чивостью и противоречивостью терминологии, неясностью основ­ ных категорий и принципов осмысления текста»4. Поэтому, преж­ де чем приступить к анализу повести Л. Толстого, представляется необходимым уяснить некоторые понятия, без которых невозмож­ но, на наш взгляд, описать сталь конкретного художественного произведения. Основным понятием в сфере стилистического изучения худо­ жественных произведений является понятие стиля конкретного ху­ дожественного произведения. В понимании стиля художественно­ го произведения представляется необходимым исходить из марк­ систского толкования всякого конкретного «как богатой совокуп­ ности с многочисленными определениями и отношениями»5. Из этого следует, что при изучении стиля художественного произве­ дения нет нужды доказывать образность каждого употребленно­ го здесь слова, а необходимо выделить специфические для него определения (элементы) и показать, как в своих отношениях они составляют свойственную данному произведению качественную определенность. 3 См. материалы дискуссии о слове и образе. «Вопросы литературы», 1959, № 9, 10, 11; 1960, № 2, 4. ' 4 В. В и н о г р а д о в . О языке художественной литературы. М., Гослитиздат, 1959, стр. 49. 5 К. М а р к с . К критике политической экономии. М., Госполитиздат, 1953, стр. 213. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=