ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971
будущего времени. Неожиданная смена времен в контексте ис пользуется как особый прием выражения совместного пережива ния автором и героями романа описываемых событий. Сравните: «...Он не расстался с своими мечтами и что он без них жить не может. С ней ли, с другою ли, но это будет» (т. 8, стр. 104). Изредка несобственно-прямая речь используется для оформ ления внутренних монологов действующих лиц, представляя со бою самостоятельное синтаксическое построение. В этом случае она несет особенно большую смысловую нагрузку, отражая наи более напряженные моменты в жизни героев, воспроизводя сам процесс душевных переживаний, раздумий героя и отношение к ним автора. Не менее часто во внутренних монологах передаются спокойные размышления, рассуждения героев. Сравните: «Напоминание о сьине вдруг вывело Анну из того безвыходного положения, в котором она находилась... В какое бы положение она ни стала, она не может покинуть сына. Пускай муж опозо рит и выгонит ее, пускай Вронский охладеет к ней и продолжает вести свою независимую жизнь (она опять с желчью и упреком подумала о нем), она не может оставить сына. У ней есть цель жизни. И ей надо действовать, действовать, чтоб обеспечить это положение с сыном, чтобы его не отняли у ней. Даже скорее, как можно скорее надо действовать, пока его не отняли у ней. Надо взять сына и уехать. Вот одно, что ей надо теперь делать», (т. 8, стр. 308). Но несобственно-прямая речь не является единственным спо собом взаимодействия между речью автора и героев в произве дениях Толстого. Писатель широко включает внутреннюю речь героев в авторское повествование. Внутренняя речь встречается в тех контекстах, в которых автор рисует героя как бы изнутри, раскрывая внутренний мир его, передавая его сокровенные мыс ли, показывая ход раздумий, размышлений действующих лиц. Для глубокого раскрытия внутреннего мира героев Толстой не редко обращается к сочетанию прямой и несобственно-прямой речи. Такое сочетание дает возможность писателю не оставаться сторонним наблюдателем, а быть как бы участником описывае мых событий, переживать их вместе с героями, но вместе с тем сохранить свою точку зрения на происходящие события. Хотя несобственно-прямая речь в анализируемом произведе нии занимает сравнительно небольшое место, она, обладая спе цифическими чертами, свойственными писательской манере Л. Толстого этого периода, выполняет важнейшую роль в рома не, помогая читателю сильнее почувствовать «образ автора» и его отношение к изображаемому. С ее помощью писатель передает также мысли, настроение, состояние действующих лиц, избегая длинных описаний. Однако организующую и объединяющую роль в структуре романа играет авторская речь. Сочетание прямой, несобственно-прямой, «внутренней» и авторской речи составляет отличительную особенность стиля Л. Н. Толстого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=