ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1971

будущего времени. Неожиданная смена времен в контексте ис­ пользуется как особый прием выражения совместного пережива­ ния автором и героями романа описываемых событий. Сравните: «...Он не расстался с своими мечтами и что он без них жить не может. С ней ли, с другою ли, но это будет» (т. 8, стр. 104). Изредка несобственно-прямая речь используется для оформ­ ления внутренних монологов действующих лиц, представляя со­ бою самостоятельное синтаксическое построение. В этом случае она несет особенно большую смысловую нагрузку, отражая наи­ более напряженные моменты в жизни героев, воспроизводя сам процесс душевных переживаний, раздумий героя и отношение к ним автора. Не менее часто во внутренних монологах передаются спокойные размышления, рассуждения героев. Сравните: «Напоминание о сьине вдруг вывело Анну из того безвыходного положения, в котором она находилась... В какое бы положение она ни стала, она не может покинуть сына. Пускай муж опозо­ рит и выгонит ее, пускай Вронский охладеет к ней и продолжает вести свою независимую жизнь (она опять с желчью и упреком подумала о нем), она не может оставить сына. У ней есть цель жизни. И ей надо действовать, действовать, чтоб обеспечить это положение с сыном, чтобы его не отняли у ней. Даже скорее, как можно скорее надо действовать, пока его не отняли у ней. Надо взять сына и уехать. Вот одно, что ей надо теперь делать», (т. 8, стр. 308). Но несобственно-прямая речь не является единственным спо­ собом взаимодействия между речью автора и героев в произве­ дениях Толстого. Писатель широко включает внутреннюю речь героев в авторское повествование. Внутренняя речь встречается в тех контекстах, в которых автор рисует героя как бы изнутри, раскрывая внутренний мир его, передавая его сокровенные мыс­ ли, показывая ход раздумий, размышлений действующих лиц. Для глубокого раскрытия внутреннего мира героев Толстой не­ редко обращается к сочетанию прямой и несобственно-прямой речи. Такое сочетание дает возможность писателю не оставаться сторонним наблюдателем, а быть как бы участником описывае­ мых событий, переживать их вместе с героями, но вместе с тем сохранить свою точку зрения на происходящие события. Хотя несобственно-прямая речь в анализируемом произведе­ нии занимает сравнительно небольшое место, она, обладая спе­ цифическими чертами, свойственными писательской манере Л. Толстого этого периода, выполняет важнейшую роль в рома­ не, помогая читателю сильнее почувствовать «образ автора» и его отношение к изображаемому. С ее помощью писатель передает также мысли, настроение, состояние действующих лиц, избегая длинных описаний. Однако организующую и объединяющую роль в структуре романа играет авторская речь. Сочетание прямой, несобственно-прямой, «внутренней» и авторской речи составляет отличительную особенность стиля Л. Н. Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=