УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

Доцент В. Г. КАРЦОВ, кандидат педагогических наук ИДЕЙНАЯ БОРЬБА В ВОПРОСАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ШКОЛЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (К вопросу об использовании в советской школе дореволюционного методического наследства) Кризис преподавания истории в русской феодально- крепостнической школе середины XIX века История, как предмет преподавания, определилась а русской школе раньше, чем на Западе. Еще в 1786 г. был утвержден прогрессивный для своего времени устав народных училищ, согласно которому в число предметов, изучаемых в этих училищах, вводились общая и отечест­ венная история (в привилегированных учебных заведениях она изучалась и ранее). С этого времени история твердо укрепилась в учебных планах русских учебных заведе­ ний 1. Отечественная война 1812 года и вызванный ею патрио­ тический подъем усилили в России интерес к истории на­ столько, что даже тогдашний попечитель Петербургского учебного округа Уваров в 1813 г. был вынужден признать, что в гимназиях „следует развернуть огромную картину исторических наук" *. 3 Между тем в народной школе Ззпадной Европы, например, в буржуазной Франции, преподавание истории было введено почти на сто лет позже, чем в России,—с 1872 г.; в Голландии—с 1858 г.; в Германии преподавание истории в народной школе Саксонии было введено в 1835 г. и лишь следом за ней стало вводиться б других германских государствах: в Австрии—с 1861 г. и т. п. 2 С. Ув а р о в, О преподавании истории относительно к народ­ ному воспитанию, СПб, 1813, стр. 9. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=