УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

Н. А. МИЛОНОВ, кандидат филолсгических наук «НРАВЫ РАСТЕРЯЕВОЙ УЛИЦЫ» Г. И. УСПЕНСКОГО Имя Глеба Ивановича Успенского по праву относится к выдающимся именам русской классической литературы. Его произведения привлекают своим ярко выраженным демократизмом, силой и глубиной реалистического отра­ жения действительности, высоким художественным мастер­ ством, красотой и богатством языка. К творчеству Г. Успен­ ского обращались в своих трудах В. И. Ленин, И. В. Сталин, С. М. Киров, М. И. Калинин. Произведения Г. Успенского пользовались большой любовью демократического и про­ летарского читателя, их любит и ценит многомиллионная масса советских читателей. Ранний период творчества писателя, в наибольшей сте­ пени связанный с тульской действительностью, объясняет и определяет многое в последующей его литературной деятельности. Либерально-буржуазные литературоведы стремились в ложном свете представить творчество Г. Успенского. Они отрывали и изолировали молодого Г. Успенского от идейного „наследства" 60-х гг., от эстетического учения Чернышевско­ го и Добролюбова. Творчество Г. Успенского в целом непра­ вомерно делилось на примитивное „бытописательство" ран­ него периода и на период 70-х—80-х гг., ознаменованный обращением писателя к „социальной теме" крестьянства. Сложная система социально-политических взглядов „позд­ него" Г. Успенского сводилась ими к пропаганде, в специ­ фической художественной форме, народнических убеждений. Подобная схема не отражает действительной эволюции твор­ чества Г. Успенского. Он не был объективистом-бытописа- телем в 60-е гг., как не стал позднее правоверным „писа- телем-народником". 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=