УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

Доцент А. П. ИАЖДАН, кандидат исторических наук РАБЫ И МИСТИИ В ВИЗАНТИИ IX - X I ВЕКОВ Для понимания своеобразия феодальных отношений на тер­ ритории Византийской империи чрезвычайно большое значение имеет вопрос о сохранении дофеодальных укладов. Маркс и Энгельс подчеркивали, что элементы старой цивилизации со­ хранялись здесь вплоть до турецкого завоевания *. Настоящая работа как раз и посвящена рассмотрению на хронологически ограниченном материале вопроса об одном из дофеодальных укладов, а именно о рабском труде. Поскольку наряду с тру­ дом рабов Византия унаследовала от античности и элементы наемного труда, настоящая работа ставит и вопрос о визан­ тийских батраках-мистиях. Вопрос о рабах и мистиях в Византии остался вплоть до настоящего времени вне поля зрения буржуазных ученых, если не считать поверхностной статьи румынского историка Н. Кон- стантинеску, утверждавшего, что в Византии вплоть до XII ве­ ка не существовало крестьянской зависимости и во владениях крупных собственников применялся, кроме труда арендаторов, труд рабов и мистиев 2. Больше внимания этому вопросу было уделено в трудах советских историков. Н. В. Пигулевская, подробно остановив­ шаяся на положении рабов в V веке 3, пришла к выводу, что в VI—VII вв. „рабство и колонат уступили свое место крепо­ 1К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. IV, стр. 13. Ф. Эн г е л ь с , Анти-Дюринг, Соч., т. XIV, стр. 179. а N . C o n s t a n t i n e s c u , Reforme sociale ou riforme fiscale, Acadfemie Roumaine Bulletin de la section historique XI (1924). 3 H. В. Пи г у л е в с к а я , Месопотамия на рубеже V—VI вв. н. э. Труды Ин-та востоковедения, XXXI (1940), стр. 40—41. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=