Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
гическии интерес не только специально педагогиче ские работы Толстого, но и его многие художествен ные произведения, отображающие с гениальной реалистической силой огромный сложный и богатый мир чувств и мыслей ребенка. На эту ценность художественных произведений Толстого обратили внимание уже его передовые сов ременники. Так, описывая впечатления читателей, познакомившихся с очередными главами романа «Анна Каренина», критик Н. И. Страхов писал в ян варе 1877 г.: «...Даже передовые педагоги находят, что в изображении Сережи заключаются важные ука зания для теории воспитания и обучения»'. Все наиболее сильное, прогрессивное в педагоги ческом мировоззрении Л. Толстого, наиболее талант ливое в его школьной практике, в педагогических статьях и учебных книгах, написанных им, несомнен но, связано с его могучей высокохудожественной натурой, которая наложила свой особый отпечаток на эту область деятельности. По удачному выражению советского методиста А. П. Бабушкиной, «Толстой органически слил две отрасли человеческой культу ры — литературу и педагогику»... ^ Очень глубокую мысль о наличии у Толстого об щей идеи, цементирующей все лучшее, непереходя шее в его многогранном наследии высказала Н. К. Крупская в одной из своих еще дореволюцион ных статей. Защищая имя Толстого как педагога пе ред враждебной буржуазной критикой, она отмечала, что во всех его произведениях, в том числе и педаго гических, много общечеловеческого. «Можно раз лично оценивать общее мировоззрение Толстого,— писала Надежда Константиновна,— можно с ним со глашаться и не соглашаться, но для всякого педаго га, каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищ ницей мысли и духовного наслаждения» ‘ Н. Н. Г у с е в — Л. Н. Толстом (материалы к биографии). «Просвещение», 1963, стр. 249, 2 А. П. Б а б у ш к и и а. История детской литератур|> 1 . М., 1948, стр. 379. 3 Н. К р у п с к а я . Педагогические сочинения, т. I. М., Ш.')?, стр. 196. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=