Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.
образовывающегося человека как на существо, со вершенно подчиненное воспитателю. Только через посредство воспитателя ученик по лучает образовательные или воспитательные впечат ления, и весь внешний мир допускается к воздействию на ученика только настолько, насколько воспнтатель находит это удобным. «Воспитатель старается окру жить своего питомца непроницаемой стеной от влия ния мира, и только сквозь свою научную школьно- воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным... Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропу скается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается...» (8, 213—214). Отмечая огромное воспитательное значение окру жающей ребенка жизни, Л. Н. Толстой выдвигает идею свободного образования, включающего в себя и воспитание и обучение. Жизнь оказывает свое влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старания устранить ее, во время школы. Влияние жизни, по мнению Толстого, превосходит по силе своей и большей частью уничтожает все влияние школьного воспитания. В этом, как считает Л. Н. Тол стой, педагог видит только недостаточность развития науки и искусства педагогики и все-таки признает своей задачей воспитание людей по известному об разцу, а не образование, т. е. изучение путей, посред ством которых образуются люди, и содействие этому свободному образованию. Л. Н. Толстой соглашается с тем, что Unterricht — «учение», «преподавание» яв ляется частью Erziehung — «воспитания», но утверж дает, что образование включает в себя и то и другое. Основное отличие образования от воспитания в трактовке Л. Н. Толстого состоит в том, что образо вание осуществляется под влиянием всей окружаю щей ребенка жизни, естественно и свободно, воспита ние же — результат насильственных влияний воспи тателя на подчиненное безоговорочно ему существо. «Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки... Преподавание ^2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=