Л.Н. ТОЛСТОЙ КАК ПЕДАГОГ 1966 г.

образовывающегося человека как на существо, со­ вершенно подчиненное воспитателю. Только через посредство воспитателя ученик по лучает образовательные или воспитательные впечат­ ления, и весь внешний мир допускается к воздействию на ученика только настолько, насколько воспнтатель находит это удобным. «Воспитатель старается окру­ жить своего питомца непроницаемой стеной от влия­ ния мира, и только сквозь свою научную школьно- воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным... Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропу­ скается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается...» (8, 213—214). Отмечая огромное воспитательное значение окру­ жающей ребенка жизни, Л. Н. Толстой выдвигает идею свободного образования, включающего в себя и воспитание и обучение. Жизнь оказывает свое влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старания устранить ее, во время школы. Влияние жизни, по мнению Толстого, превосходит по силе своей и большей частью уничтожает все влияние школьного воспитания. В этом, как считает Л. Н. Тол­ стой, педагог видит только недостаточность развития науки и искусства педагогики и все-таки признает своей задачей воспитание людей по известному об­ разцу, а не образование, т. е. изучение путей, посред­ ством которых образуются люди, и содействие этому свободному образованию. Л. Н. Толстой соглашается с тем, что Unterricht — «учение», «преподавание» яв­ ляется частью Erziehung — «воспитания», но утверж­ дает, что образование включает в себя и то и другое. Основное отличие образования от воспитания в трактовке Л. Н. Толстого состоит в том, что образо­ вание осуществляется под влиянием всей окружаю­ щей ребенка жизни, естественно и свободно, воспита­ ние же — результат насильственных влияний воспи­ тателя на подчиненное безоговорочно ему существо. «Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки... Преподавание ^2

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=