ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Главное заблуждение людей, по мнению Льва Николаевича, состо ит в том, что они думают, что смерть есть. Видимая же для всех смерть есть одна из перемен в «плотском существовании» [6], поэтому она не может не только прекратить, но и нарушить истинную жизнь. Так как жизнь есть определенное отношение к миру, то смерть есть не что иное, как перемена в этом отношении. Как только человек понимает, что в уве личении любви состоит истинная жизнь, то для него смерть, как пере ход к большему благу и высшему свету, есть нечто радостное. Все существующее, по учению философа, представляется человеку от ношением его разумного сознания, его животной личности, его тела к миру. Не понимая того, что первое отношение является истинным, чело век видит жизнь еще в двух аспектах и боится потерять ее. Наша настоящая жизнь есть постоянное увеличение любви. Тогда возникает вопрос: зачем же существуют страдания и боль? Лев Николаевич считает, что страдания необходимы для блага соб ственной жизни людей, именно для разумного сознания. Страдания под держивают жизнь, ими она совершенствуется. Боль также необходима для блага, так как она оберегает и воспи тывает, особенно тогда, когда люди еще неразумны. Всякое страдание представляется сознанием противоречия между уверенностью, что жизнь должна служить для блага и что осущес твлению этого блага мешают людские же, собственные, грехи и за блуждения. «Жизнь человека есть стремление к благу, и к чему он стремится, то и дано ему» [7]. Смерть и страдания - это нарушение человеком за кона своей жизни; для человека, живущего по своему закону, нет смер ти и страданий. Таким образом можно изложить сущность учения Льва Нико лаевича Толстого о жизни, которое занимает главное место в его философии. Примечания [1] Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М., 1936. Т. 26: О жизни. С. 330. [2] Там же. С. 363. [3] Там же. С. 339. [4] Там же. С. 348. [5] Там же. С. 389. [6J Там же. С. 398. [7] Там же. С. 434. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=