ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

2. Толстовская усадьба — не мавзолей хранящий забальзамиро­ ванное время последнего года жизни Толстого, а музей «без стен», с живой, пульсирующей усадебной жизнью, никак не укладываю­ щейся в жесткое прокрустово ложе, предначертанное прежней кон­ цепцией. Методологическая «конфликтность» декрета в вопросе экс­ понирования времени очевидна и может быть преодолена исключи­ тельно новой парадигмой. 3. Яснополянское усадебное пространство —пространство особого качества. Вся заповедная территория является «экспозицией экспози­ ций», единым экспозиционным комплексом, включающим в себя и поворот реки, и куст у дороги, и чистоту горизонтов и перспектив. 4. Толстовский музей-заповедник — не просто мемориальное хранилище, служащее оболочкой или формой консервации, а экому­ зей, предназначенный для хранения всего живого наследия. Новая парадигма осуществляет переход Ясной Поляны от музея-хранилища к экомузею, сохраняющему традиционные формы, типы и ритмы прежней толстовской усадьбы. 5. Ясная Поляна после присоединения к музею бывшей терри ­ тории Дома отдыха со всей его инфраструктурой стала бинарной системой, гарантирующей «экологическое равновесие» со всей му­ зейной жизнью. 6. В усадебном мире не должно быть главного и второстепенного. Толстовская усадьба — это паутина взаимозависимых и равно важных процессов. 7. ВЯсной Поляне необходима театрализация музейного простран­ ства и воссоздание магических картин прошлого. 8. Усадьбе Толстого должен быть возвращен ее вековой культур­ но-экологический баланс. Такой представляется новая парадигма, призванная во скр е­ сить универсальную идею — идею «живого» музея, упраздняюще­ го само время. Л. И. Решетова Тула УСАДЕБНЫЙ ХРОНОТОП В ПУТЕВОДИТЕЛЯХ ПО ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ Путеводитель, будучи справочным изданием, непременно привя­ зан к конкретному хронотопу. Эта конкретность определяется пред- метно-географическим феноменом, который локализован в обоз­ наченном топосе, а также тем временем, которое присутствует 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=