ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
природе человека, в противовес св. отцам, считавшим Бога и Тварь отличными друг от друга. Толстой отвергал индивидуальное бессмер тие личности и, соответственно, учение о воскресении мертвых. Уже из этого краткого сравнения можно заметить, что святоотеческая традиция и философская антропология Л.Толстого имеют в своей основе существенные расхождения. А.Л.Золкин, М.Б.Дементьев Тула ИСТОРИОСОФИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО И ЕГО РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ Л.Н.Толстой как автор «Войны и мира» является создателем одной из самых грандиозных исторических эпопей русского народа. Теоре тические взгляды писателя на историю, изложенные в эпилоге рома на, хорошо известны. Толстой отверг идею исторической значимости свободы человека и призвал к поиску исторических законов, по отно шению к которым свобода практически неотличима от неодушевлен ной силы, например, от силы тяготения. Эти положения часто подвергались критике, в результате которой укрепилось мнение о Толстом как великом художнике, с одной стороны, и посредственном мыслителе - сдругой. ОднакоЛ.Н .Толстой был не только художником и мыслителем. Его жизнь и творчество во многом определялись рели гиозными исканиями. Проповедь писателя была скептически воспри нята и российскими либерально-демократическими кругами, и православной церковью. Призыв к опрощению, а значит, и отказ от культуры, давали много оснований для критических упреков. И все же некоторые оценки мировоззрения писателя представляются пара доксальными. Например, известный русский философ и богослов Г.Флоровский писал: «Толстой уходил из истории не раз». В каком смысле мог уходить из истории автор крупнейшего исторического романа-эпопеи? Направление поиска ответа на данный вопрос можно обнаружить, если обратить внимание на явную искусственность резкого противо поставления художественных, историософских и религиозных прин ципов писателя. Необходимо отметить, что Толстой не только представлял собой мишень для критики, но и сам был беспощадным критиком. Н.А.Бердяев писал: «Л.Толстой с небывалым радикализ мом восстает против неправды и лжи истории, цивилизации, основ государства и общества». Критической позиции Толстого свойствен ны характерные черты Просвещения. Он стремился свести все темные стороны жизни к «сознательной лжи», «обману», «злонамеренности» и т.п. Как писал Флоровский: «Толстой не умеет объяснить происхож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=